"Рынок будет расти, в него вернулись деньги"
Интервью с Игорем Снытко, генеральным менеджером по странам СНГ и Балтии Toshiba Europe GmbH.
- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?
- Необходимо разделять ситуацию на ИТ-рынке в первой половине и во второй половине 2009 года и анализировать, как вторая скомпенсировала первую. То, что произошло в первой половине года, было предсказуемо. Продажи на фоне депрессивного поведения потребителей, замороженных закупок от государственных структур и корпоративных оказались незначительными. Это стало следствием коллапса потребительского кредитования, кризис доверия в канале также не способствовал развитию продаж. В результате, продажи значительно упали. Однако вторая половина года позволила отыграть ситуацию достаточно сильно: 4 квартал 2009 года продемонстрировал значительный рост по сравнению с 4 кварталом 2008 года, на который пришлось начало кризиса.
- Как изменилась структура рынка?
- Если говорить про ноутбуки, то в 2009 году рынок был очень чувствителен к цене. Спрос достаточно серьезно перепозиционировался в начальный сегмент. А во второй половине года наблюдалась обратная тенденция, и начал расти спрос на более дорогую технику. Доля нетбуков также стабилизировалась.
- Как изменился потребитель?
- Что касается поведения потребителя, то оно определялось в первую очередь его возможностями. После обвала рынка потребительского кредитования покупатель стал полагаться на свои силы, смотреть на надежность продукта, дополнительные предложения со стороны производителей, гарантии, меньше делать спонтанных покупок. Для привлечения потребителей в 2009 году мы запустили в тестовом режиме программу "Что бы ни случилось", которая сейчас продолжается в измененном виде под названием "Обещание совершенства" . Мы не только обещаем качественный товар, но и гарантируем поддержку потребителя в сложных жизненных ситуациях. Программа включает в себя годовое бесплатное покрытие рисков случайного повреждения изделия, годовое бесплатное покрытие рисков кражи изделия и даже годовое страховое покрытие риска в случае потери работы пользователем. А также возможность возврата денежных средств или замена изделия надлежащего качества в течение 14 дней со дня приобретения.
- С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?
- Настроение можно охарактеризовать как сконцентрированное. Ситуация была непростая, объемы оказались ниже, чем в 2008 году. Но, тем не менее, для нас было важно закончить год в хорошей форме, придти в новый год с перестроенной структурой, новыми программами, идеями, концепциями, планами на рост. В 2009 год мы вошли с большими товарными остатками, и нужно было максимально эффективно рассчитать ресурсы, для того чтобы пройти его с наименьшими потерями для компании, сохранить коллектив, партнерский канал, доверие потребителя. Пришлось много и серьезно работать. Была разработана стратегия, но, для того чтобы помочь дистрибьюторам освободиться от скопившихся на складах запасов, пришлось провести много тактических мероприятий.
- Какие ожидания от первой половины 2010 года?
- Мы не ждем, что рынок восстановится до уровня первой половины 2008 года, но перспективы достаточно оптимистичные, даже несмотря на значительный спад в апреле-мае, оказавшийся глубже традиционной сезонной коррекции. Наш позитивный взгляд на положение вещей связан с восстановлением потребительского доверия. Потребитель, несмотря на определенные колебания спроса, связанные с сезонностью и макроэкономическим фоном, опять готов тратить, может быть не так спонтанно, как ранее, но в некоторых случаях он тратит больше чем в 2009 году.
- Какие планы на 2010 год?
- Наш план на 2010 год - вернуть те позиции, которые у нас были ранее. Мы стремимся находиться в лидирующей группе на российском рынке, занимать серьезную рыночную долю. Здесь сложно говорить про какие-то конкретные значения, так как оценки рынка исследовательскими компаниями и участниками рынка разнятся. Цифры постоянно растут, но я не уверен, что все настолько оптимистично.
- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?
- Мы ожидаем, что это будет год серьезного роста. Рынок будет расти, в него вернулись деньги.
- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?
- Ноутбуки будут одной из лидирующих групп на рынке. По объему поставок ноутбуки уже опережают десктопы. И, несмотря на то, что производители десктопов говорят о росте, они уже перешли грань, за которой объемы продаж начинают уменьшаться. Десктопы быстро "вымываются" из инсталлированной базы: через два-три года компьютер либо выбрасывается, либо апгрейдится. Инсталлированная база ноутбуков, срок эксплуатации у которых выше, будет расти. Одним из основных драйверов роста станут новые форм-факторы. Интересная ситуация складывается на рынке операционных систем и беспроводных технологий.
© @Astera