Таможня берет добро

В рамках этой статьи нас интересует именно последняя категория грузов. Для неё определены следующие правила уплаты таможенных пошлин:

Не облагаются сборами отправления, общая стоимость которых не превышает 1000 Евро, и общий вес которых не превышает 31 кг.
Если посылка стоит дороже или весит больше, получателю придется заплатить 30% от стоимости превышения лимитов на ввоз, но не менее 4 евро за кг веса.

Предположим, что в посылке едет 3 плеера Astell & Kern AK JR. Если они не сопровождаются товарными накладными, таможенный инспектор должен установить стоимость товара самостоятельно. Вероятнее всего цену он определит по внутреннему рынку, и у него на то есть полное право. В этом случае придется заплатить пошлину в размере ~5500 рублей.

Также нужно учитывать и один нюанс при планировании покупок. Он особенно важен для активных покупателей товаров из-за рубежа. Лимит в 1000 евро распространяется на суммарную стоимость всех посылок, которые были растаможены за последние 30 дней. Для веса посылок действует аналогичное правило.

В России высокие пошлины?

А теперь давайте посмотрим, как обстоят взаимоотношения с таможней у юридических лиц.

Многие информационные издания часто обвиняют именно таможенную службу в высоких ставках импортных пошлин, напрочь забывая о том, что таможня исполняет фискальные функции. Реальная же ответственность за тарифную политику полностью лежит на правительстве. Также важно отметить, что с момента вступления в ВТО таможенные пошлины уменьшались уже несколько раз, хотя и не обошлось без маленьких хитростей.

Например, перед самым присоединением России к ВТО, пошлины на хлебопекарные смеси были увеличены в 2 раза, до беспрецедентных 30%, а спустя год возвращены со второй волной корректировки пошлин к привычному уровню. Однако в среднем за 3 года членства в ВТО таможенные пошлины снизились на 20–25%.

Кстати, понижение уровня пошлин в сентябре 2014 года позволило многим дистрибьюторам дольше сдерживать рост цен на импортные товары, даже, несмотря на негативное влияние курсов валют.

Вообще пошлины сопровождают человечество многие века и уходят далеко в древность. Вначале они взимались за въезд в города, крепости, использование дорог или даже обеспечение безопасности. Так зародилась фискальная роль пошлин. Позднее, вместе с появлением государств и суверенитетов, пошлины стали не только наполнять казну государств, но использоваться в качестве защитного инструмента.

Россия не стала исключением. Хотя наши импортные пошлины, на самом деле, отличаются умеренной либеральностью. Это утверждение способно вызвать бурю негативных эмоций в мой адрес, поэтому я объясню свою позицию ниже.

На сегодняшний день общая политика государства направлена на поддержку продукции российского происхождения. Поэтому любой продукт, который производится или может быть произведен на территории РФ, должен быть в той или иной степени защищен от негативного влияния импорта, а производители должны быть дополнительно мотивированы программами государственных субсидий. Это, например, продукты питания, сельскохозяйственные и молочные продукты, а также легковые автомобили.

Легковые автомобили — это не только Лада и АвтоВАЗ. На территории РФ собираются автомобили порядка 20 различных иностранных марок с различной степенью локализации. Производители когда-то вложились в строительство заводов и взяли на себя обязательство планомерного увеличения доли российских комплектующих в своих изделиях.

Росстат заявляет, что средний уровень локализации производств иностранных автопроизводителей уже достиг 45%. Однако, на мой взгляд, данные завышены раза в полтора.

Customs_localise

С другой стороны, технологическое оборудование и товары, которые невозможно произвести или вырастить в России, максимально освобождаются от бремени пошлин.

Яркие примеры таких продуктов это всевозможные специи, станки для производств, высокотехнологичные устройства и комплектующие для всевозможных машин, а также практически вся микроэлектроника.

Сейчас самыми высокими пошлинами облагаются необработанный рис — 36%; автомобили — 25–30%, в зависимости от года производства (не старше 5 лет); некоторые продукты питания, в т.ч. молочные продукты — 17–21%.

Многие высокотехнологичные товары импортируются с уплатой пошлин в размере не более 3–5% либо вовсе освобождены от них.

Навигационное оборудование, авиационные комплектующие, высокоточные станки — все это оборудование ввозится в преференциальном режиме и не требует уплаты пошлин. В этой области пошлина в размере более 10% уже является заградительной и применяется в исключительных случаях.

Для сравнения, в светоче свободной торговли Соединенных Штатах Америки заградительные пошлины могут составлять сотни процентов! Например, ввозные пошлины на российскую сталь составляют что-то около 180%, а на китайскую сталь и вовсе 400%. Каждая страна заботится о своих производителях так, как считает возможным.

Не пошлинами едиными

Подчас гораздо большую часть в таможенном тарифе составляет не пошлина, а Налог на Добавленную Стоимость. Чаще всего применяется НДС в размере 18%, на некоторые товары — 10%. В исключительных случаях, когда импортируемые продукты предназначены для использования людьми с ограниченными возможностями, ставка НДС может обнуляться.

Но с уплатой НДС в равной степени сталкиваются и отечественные производители. Именно поэтому я не учитываю влияние этого налога в своих доводах.

Что в итоге?

К сожалению, проблема высокой стоимости товаров в России лежит за пределами таможенной службы и не объясняется только высокими таможенными пошлинами.

Отмечу также, что не совсем чистые на руку импортеры предпринимают всевозможные ухищрения, чтобы сэкономить на таможенных платежах. Только эта экономия далеко не всегда доходит до покупателей.

Систематическое снижение пошлин с каждым годом делает их труд все более бессмысленным. Вслед за обелением поставок значительно снижается и коррупционная привлекательность таможенных процессов. А там, где высшие чины перестают получать нетрудовой профит, автоматически закручиваются гайки на рядовых служащих.

Я искренне верю и надеюсь, что в ближайшие пять лет в таможне воцарятся закон и порядок. За последние годы уже проделана большая работа, и ни импортеры, ни таможенники не позволяют себе бесчинств, возможных еще 5–10 лет назад.

В качестве знаменателя к повествованию приведу лишь следующий список:

  • в России (пока) одни из самых мягких в мире правил беспошлинного ввоза частных покупок;
  • суммарная стоимость посылок не должна превышать 1000 евро в месяц;
  • политика тарифного регулирования последовательна и логична;
  • импортные пошлины постепенно снижаются в рамках договоренностей с ВТО;
  • размер заградительных пошлин мизерный в сравнении с зарубежными примерами;
  • с каждым годом в таможенной службе становится больше порядка.

©  iphones.ru