«Такие "качальщики" забивают сеть для других абонентов»

​Почему крупнейшие российские операторы сначала ввели, а затем отказались от безлимитного интернета

С начала 2017 года федеральные сотовые операторы стали отказываться от тарифов с безлимитным интернетом. У большинства из них такие предложения появились только в 2016 году. Редакция vc.ru вспомнила, как российские операторы вводили и отказывались от безлимитного интернета, а также собрала мнения экспертов.

874da820dab34a.jpg

Пионером безлимитного мобильного интернета была компания «Скартел», которая принадлежит «Мегафону» и работает под брендом Yota. Она первой запустила тарифы с неограниченным трафиком в 2014 году, когда начала предоставлять услуги голосовой мобильной связи.

В 2016 году примеру Yota последовали четыре федеральных оператора. Весной предложения с неограниченным интернет-трафиком представили «Вымпелком» (бренд «Билайн») и МТС. 

«Мы видим непрерывный рост популярности мобильного интернета, практически половина пользователей в нашей базе уже пользуется смартфонами. Мы ожидаем, что новый тариф будет очень востребован», — говорил тогда директор по маркетингу массового рынка МТС Вячеслав Николаев. 

«Мегафон» в июне 2016 года запустил дополнительную опцию, которая позволяет абонентам оператора на пакетных тарифах пользоваться мобильным интернетом без ограничений за посуточную плату. В «T2 РТК холдинге» (бренд Tele2) тогда утверждали, что у компании нет планов по запуску тарифов или опций для безлимитного мобильного трафика. 

Тарифы с 15 ГБ интернет-трафика и опции с 30 ГБ трафика позволяют обеспечить большинство пользователей необходимыми им услугами с хорошим качеством, объяснял представитель Tele2 Константин Прокшин. По его словам, «ультратяжёлые» абоненты, которые потребляют очень много трафика, создают чрезвычайную нагрузку на сеть. 

Тем не менее уже в августе 2016 года Tele2 тоже запустил тариф с безлимитным интернетом. 

«У операторов просто нет другого выхода»

В феврале 2016 года Михаил Слободин, на тот момент занимавший пост главы «Вымпелкома», высказался за отказ от безлимитных тарифных планов на мобильный интернет и повышение цен на большие пакеты трафика. На фоне падения выручки от услуг связи единственным источником роста доходов операторов может быть мобильный интернет, однако его стоимость слишком низкая, заявил он тогда. 

Российские операторы постепенно будут отказываться от безлимитных тарифов, прогнозировал в декабре 2016 года гендиректор «Вымпелкома» Шелль Йонсен. У операторов просто нет другого выхода, говорил он:»3G-сети уже перегружены, а сети 4G загружаются очень быстро». «Вымпелком» также указывал на то, что реальное потребление трафика на безлимитных тарифах ненамного выше, чем на пакетных, кроме того, безлимитные тарифы будут сдерживать дальнейшее развитие рынка. 

Первым от неограниченного доступа в интернет решил отказаться пионер безлимитного мобильного интернета — Yota. В январе 2017 года оператор представил новую линейку тарифов, где вместо безлимитного интернета предлагаются пакеты трафика объёмом от 5 ГБ до 30 ГБ. Действующих абонентов изменения не затронули. 

Первоначальная концепция, ориентированная на продвинутых интернет-пользователей, практически исчерпала себя, объяснял такой шаг гендиректор Yota Владимир Добрынин. 

По его словам, 85% абонентов Yota используют в месяц не более 5 ГБ трафика, что не соответствует рыночным условиям. «Мы продаём безлимитный интернет по более высоким ценам и мы не оптимальны с точки зрения рынка», — говорил Добрынин. 

6cbd88953b10bc.jpg

Вслед за Yota в течение нескольких месяцев от тарифов с безлимитным интернетом решили отказаться и другие операторы. «Мегафон» закрыл опцию «Безлимитный интернет» в феврале, объяснив решение «отсутствием интереса» и «незначительным количеством новых подключений».

«Вымпелком» с февраля перестал подключать новых пользователей к постоплатным тарифам с безлимитным интернетом, оставив только два предоплатных тарифа с неограниченным доступом к интернету — самых дорогих в линейке оператора. 

Постоплатные тарифы с пакетами безлимитного мобильного трафика были временной акцией, объясняла тогда представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По её словам, акция должна была закончиться в сентябре 2016 года, но оператор решил её продлить из-за высокого спроса на тарифы. В январе 2017 года срок истёк. 

МТС с 27 марта также закрыл для новых подключений тариф «Smart Безлимитище» с неограниченным доступом в интернет, введя пакет с 10 ГБ трафика и возможностью переносить остатки трафика на следующий месяц. 

Оператор проанализировал профиль потребления абонентов и выяснил, что большинство пользователей интернет скачивают менее 5–6 ГБ данных в месяц. «С учётом суммирования квот интернет-трафика новый тариф удовлетворит потребности большинства интернет-пользователей», — сказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. 

В компании также рассчитывают, что новое предложение позволит увеличить продажи контрактов на фоне сокращения точек продаж, к которому оператор приступил в 2017 году.

«Протрезвели и поняли, что денег нет»

Запуск тарифов с неограниченным интернет-трафиком связан с желанием операторов набрать абонентскую базу, однако в итоге выяснилось, что такие предложения не выгодны ни в техническом, ни в финансовом плане, сказал vc.ru гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. 

По его словам, среднестатистический абонент потребляет 5 ГБ мобильного трафика в месяц, а безлимитный интернет интересен примерно 5% от 260 млн абонентов сотовой связи в России. 

— Денис Кусков генеральный директор Telecom Daily

Такие качальщики «забивают» сеть для других абонентов. При этом операторы не сделали безлимитный интернет услугой, которая приносила бы им больше денег. ​

Для операторов это не выгодно ни в техническом, ни в финансовом плане. Они протрезвели и поняли, что денег от этого нет. 

7381fda8f65e7e.jpg

Представитель «Вымпелкома» в разговоре с vc.ru заявил, что безлимитные тарифы превратились в маркетинговый инструмент по привлечению клиентов к предложением. В то же время он признал, что потребление интернет-трафика среди абонентов «Билайна» растёт и безлимитные тарифы пользуются определённым спросом. 

​На практике потребление на безлимитных тарифах у подавляющей части клиентов фактически такое же, как на тарифах с включенными пакетами дата-трафика. Так что просто нет смысла продолжать промоутировать тарифы, не отражающие интересы клиентов, тем более, что такими тарифами пользуется лишь небольшая часть клиентов. 

В текущей ситуации безлимиты больше сдерживают дальнейшее развитие рынка: потребление трафика в общем объёме растет, при этом платят одинаково и активные пользователи, и те, кто пользуется интернетом мало — и это на общем тренде снижения голосового потребления и необходимости операторов инвестировать в инфраструктуру, которая сможет поддерживать растущие объемы дата-трафика. 

На наш взгляд, в будущем рынок неизбежно придёт к изменению модели ценообразования: от стоимости  минуты — до стоимости единицы данных. Это даст возможность дифференцировать предложения для клиентов с учетом их меняющегося  профиля потребления.

— пресс-служба «Вымпелкома», ​

Основатель издания Roem.ru Юрий Синодов считает, что точная дифференциация абонентов по количеству потребляемых ими услуг снизит выручку операторов на десятки процентов. «Лишь небольшая доля абонентов идеально и постоянно вписывается в рамки предлагаемых тарифных планов», — написал он в своём канале в Telegram. 

Юрий Синодов основатель и издатель Roem.ru

На рынке появилось заметное количество пользователей, которым минуты включенные в пакет практически не нужны, а вот интернетом они пользуются столько, сколько его дают. Такие пользователи с удовольствием переходили на тариф с безлимитным интернетом, удовлетворяясь минимальными пакетами минут. 

То есть, подбирали под себя тариф достаточно точно соответствущий их запросам. 

Операторам такая ситуация невыгодна: они предпочитают, когда абоненты пользуются тарифом с запасом, переплачивая за услуги, которые они не используют. <...>

Если раньше операторы действовали в интересах многокачающего пользователя, поскольку необходимо было захватить этот рынок, то сейчас, когда рынок поделен, они начинают действовать в интересах сферического «одинаковоговорящего и одинаковокачающего» абонента.

А таких не существует. Поэтому страдать от невозможности «выбрать» весь объём оплаченных услуг теперь будут как многоговорящие, так и многокачающие абоненты.

Глава телеком-компании Freeely Wi-Fi Russia Михаил Климарёв в разговоре с изданием 66.RU назвал одной из причин отказа от безлимитных тарифов экономическую ситуацию и необходимость средств для обновления оборудования. 

​Цены на связь в России — одни из самых низких в мире. Нужно как-то повышать цены. Но сделать это трудно — потому что конкуренция, и «хомячки» будут убегать при повышении тарифов в лоб. Следовательно, нужно сделать это аккуратно и не за счёт основной массы, а именно за счёт тех, кто много потребляет. Их немного в общей базе — не более 10%. Но при этом потребляют они больше половины ресурсов. Самый логичный ход — отмена безлимитов.

— Михаил Климарёв, глава Freeely Wi-Fi Russia

Операторы считают, что чем больше абонент потребляет, тем больше он должен платить, и наоборот, предполагает Климарёв. «Безлимит — это не очень справедливо. Чем больше ты потребляешь общего ресурса, тем должен больше платить», — сказал он. 

Сейчас из федеральных операторов тариф с неограниченным доступом к интернету предлагает только Tele2. Тариф «Беспредельно чёрный» стоит от 290 рублей в месяц в зависимости от региона подключения. Представители Tele2 не ответил на запрос vc.ru.

Ранее в компании неоднократно говорили, что не собираются отказываться от безлимитных предложений, однако будут следить за рыночными тенденциями.

©  vc.ru