Т-34: эпохальный танк или танк-эпоха

В январе этого года легендарная »тридцатьчетверка» опять стала героем новостных выпусков. Как и 75 лет назад.
10600957cecb7d0655d93c568eecd24d_cropped
Александр Плеханов
22 января 2019 17:45

Обсудить 0

Интерес к танку Победы подогрел фильм Алексея Сидорова «Т-34», который уже собрал в российском прокате более двух миллиардов рублей. А в середине месяца, как в годы Великой Отечественной войны, с востока на запад страны проследовал эшелон с бывшими лаосскими «тридцатьчетверками», что также вызвало всплеск интереса к танку.

Почему именно Т-34 до сих пор остается одним из самых известных танков в мире, хотя он давно снят с производства, он не служит в войсках, и до наших дней дожили единицы танкистов, когда-то воевавших на этом танке? И что следует понимать под «тридцатьчетверкой», ведь танк, принятый на вооружение в 1939 году, и Т-34−85, входившие в Берлин и Прагу, заметно отличались друг от друга.

Начать стоит с того, что создатели Т-34 смогли предугадать тот путь, по которому пойдет развитие мирового танкостроения. Попутно они разработали танк с серьезным модернизационным потенциалом, который позволил ему из средней и ненадежной машины со слабенькой пушкой Л-11 превратиться в красавца Т-34−85. Причем превращение это произошло в период, когда советская промышленность испытывала колоссальное перенапряжение: заводы эвакуировались на восток страны, часть из них осталась на оккупированной территории, рвались смежные связи, был острейший дефицит материалов и комплектующих.

Однако простота конструкции Т-34 позволила даже в тяжелейшем 1942 году выпустить 12 578 машин, и именно насыщенность Красной Армии «тридцатьчетверками» позволила ей нанести вермахту нокаутирующий удар под Сталинградом. К тому времени были потеряны два крупнейших производителя Т-34 — Харьковский и Сталинградский заводы. Но и это не помешало наладить массовый выпуск танков за кратчайший срок в других местах, что вряд ли стало бы возможным с любым другим танком того времени.

Простоту и рациональность Т-34 отмечали, например, американцы, которые испытывали его на Абердинском полигоне в мае 1942 года. Им понравились широкие гусеницы, наклонная броня, мощная 76 мм пушка Ф-34 и дизельный двигатель. Но при этом американцы отметили и слабые стороны танка: ненадежную трансмиссию, тесноту, низкую культуру производства, да к тому же во время испытаний после 340-километрового пробега вышел из строя двигатель, восстановить который не удалось. Кроме того, американцы были неприятно удивлены находящимся в боевом отделении топливным баком. В общем, Т-34 оставил у американцев двоякое впечатление: в целом танк неплохой, но не выдающийся.

В СССР также прекрасно знали все слабые стороны «тридцатьчетверки» и по мере сил исправляли недочеты. За годы войны в конструкцию танка было внесено несколько сотен изменений, а с начала 1944 года стал выпускаться фактически новый танк — Т-34−85. При этом вносимые улучшения и, фактически переход на новую модель, не сказались на объемах выпуска танка, который в течении всей войны выпускался в огромных количествах. Это позволяло не только оперативно восполнять потери, но и неуклонно снижать цену машины. Массовость, простота, дешевизна и высокие боевые свойства — вот что сделало его эпохальным танком. Т-34 также стал танком-эпохой, ведь используемые в нем конструктивные решения были взяты за основу советскими и иностранными конструкторами при разработке танков следующего поколения.

«Тридцатьчетверка» была воплощением танка-солдата, «рабочей лошадкой» поля боя, чего не скажешь про аналоги других стран. Например, немцы совершили кардинальную ошибку, затратив огромные средства и силы на разработку и выпуск таких танков как «Тигр» и «Пантера». Дорогие, сложные и выпущенные относительно небольшим тиражом они не смогли оказать заметного влияния на ход войны, буквально утопая в потоках накатывающих на них «тридцатьчетверок». Немецкие «кошки», которым «подпалили шерсть» на Курской дуге, остаток войны лишь отползали в свое логово, иногда жестоко огрызаясь. Но закончилось все тем, что последние из них были добиты на улицах Берлина.

Американцы хоть и выпускали массовый и недорогой «Шерман», но он изначально был не самым удачным танком, сборищем компромиссов и в подметки не годился Т-34−85. Когда «тридцатьчетверки» и «Шерманы» встретились в Корее, последние были банально деклассированны, подтвердив свое презрительное прозвище «зажигалка Ронсон».

Незаурядные боевые качества, надежность и простота в обслуживании позволили Т-34−85 воевать практически весь ХХ век, в то время как все его ровесники давно были отправлены в переплавку или стали музейными экспонатами. Т-34, даже будучи музейным экспонатом, хоть завтра готов пойти в бой. Так в 2006 году в Будапеште митингующие граждане без особых проблем завели танк-памятник Т-34 и попытались прорвать полицейское оцепление. В 2014 году на службу был призван Т-34 в Луганске: танк-памятник без особых проблем удалось завести, но участия в боевых действиях он не принял.

Не стоит забывать главное: Т-34 стал символом Победы, без которого победа была бы невозможной. «Тридцатьчетверка» пережила катастрофу лета 1941 года, тяжелые бои под Сталинградом и Ржевом в 1942 году, ломала хребет немецкому зверинцу на Курской дуге, грохотала по брусчатке немецких городов в 1945 году и завершила войну на Дальнем Востоке блистательным разгромом Квантунской армии. На долю Т-34 выпало столько испытаний, сколько не выпадало ни одному другому танку, и из всех них он вышел победителем. Вот почему «тридцатьчетверка» была и будет тем танком, которым стоит и нужно гордиться.

©  Популярная Механика