Сверхзвуковые полёты возвращаются. В США создаётся пассажирский самолет в два раза быстрее Airbus и Boeing, но билет будет стоить очень дорого

Американский стартап Boom Supersonic провел первый тестовый полет сверхзвукового пассажирского самолета Overture.

Его разработка началась в 2016 году. Это первый пассажирский сверхзвуковой самолет, который придет на смену давно не летающим Ту-144 и «Конкорду».

Несмотря на всю амбициозность, стартап может столкнуться с рядом серьезных проблем. Впрочем, они не сильно пугают авиакомпании, которые уже размещают предзаказы.

Содержание:

Сверхзвуковые самолеты летают намного быстрее обычных

Главное преимущество Overture будет заключаться в его скорости. Максимальная скорость самолета составит 1,7 Маха (2083 км/ч). Это немного меньше, чем у Ту-144 и «Конкорда», но намного больше, чем у обычных пассажирских самолетов.

При скорости в 1,7 Маха полёт из Нью-Йорка до Лондона будет длиться 3 часа 30 минут. Это в два раза быстрее, чем на обычном самолете.

Перелет из Сан-Франциско в Токио через Тихий океан будет длиться 6 часов. Аналогичный маршрут Boeing 777 преодолевает за 11 часов.

wp-image-1249322wp-image-1249323


Ту-144 и «Конкорд» — стали первыми и последними в мире сверхзвуковыми пассажирскими самолетами.

Но у короткой поездки есть другая сторона медали. Overture будет рассчитан на 65 мест, из которых 30 кресел — это места первого класса и 15 мест отведено под бизнес-класс.

Таким образом, Overture физически не способен вместить большое количество пассажиров, как и другие сверхзвуковые самолеты. Для сравнения, самый крупный обычный пассажирский самолет Airbus A380 рассчитан на 853 пассажира.

Полет на Overture, наверняка, будет стоить дороже, чем на обычном самолете. Это связано с небольшой вместимостью и высоким уровнем потребления экологичного авиационного топлива (SAF).

◦ Назад к содержанию ◬

Прототип пассажирского сверхзвукового самолета впервые поднялся в воздух в XXI веке


Прототип XB-1.

21 марта 2024 года, в 7:28 по местному времени, прототип сверхзвукового самолета XB-1 совершил свой первый полет в Колорадо, который длился 12 минут. За это время самолет достиг высоты 2170 метров и разогнался до 455 км/ч.

XB-1 — это прототип Overture. Он оснащен тремя турбореактивными двигателями J85 1950-х годов. Серийный Overture будет работать на четырех двигателях Symphony собственного производства, которые сейчас находятся в разработке. Генеральный директор Boom Supersonic Блейк Шолл сообщил, что мощность каждого двигателя Symphony примерно в три раза превышает суммарную мощность трех двигателей J85 в XB-1.

Шолл называет XB-1 «прототипом-демонстратором Overture в масштабе одной трети». Он действительно в три раза меньше, чем серийный Overture.

Если ваш прототип выглядит точно так же, как серийный самолет — это означает, что вы ничему не научились. А мы узнали много нового из XB-1 в процессе проектирования, разработки и производства, что позволило нам улучшить Overture.

Блейк Шолл, генеральный директор Boom Supersonic

Также XB-1 помогает привлекать инвестиции, потому что инвесторы видят, что работа ведется и определенные успехи у компании есть.

В течение года XB-1 подвергнется серии из 15 испытательных полетов, которые в конечном итоге преодолеют звуковой барьер.

◦ Назад к содержанию ◬

Сверхзвуковые полеты будут проходить с ограничениями

В настоящее время в США и многих других странах запрещены сверхзвуковые полеты над населенной частью суши. Это означает, что на территории США Overture не сможет летать на максимальной скорости.

На сверхзвук Overture сможет переходить только над водой. Но даже в таком режиме полеты между Нью-Йорком и Лондоном или Сиэтлом и Токио будут в два раза быстрее.

Вторая проблема связана с экологичным топливом SAF: сейчас оно в очень большом дефиците.

SAF — это авиатопливо, которое производится без использования нефти или газа. Вместо них могут использоваться остаточные материалы органического происхождения, например, из использованного пищевого масла и жиров.

В 2022 году Lufthansa использовала около 13 тысяч тонн SAF. Это 0,2% от необходимого количества топлива и 5% от мировых запасов SAF.

Также есть большие вопросы, связанные с ценообразованием билетов. По оценкам Boom Supersonic, один билет на маршрут из Нью-Йорка в Лондон и обратно будет стоить $5000. Тот же билет на «Конкорд» сегодня стоил бы $20 тыс., и это был единственный прибыльный маршрут.

С учетом дефицита топлива и дороговизны самолета, непонятно, как долго авиакомпаниям придется отбивать инвестиции.

◦ Назад к содержанию ◬

Разработка самолета обойдется в 8 миллиардов долларов

Boom Supersonic уже привлекла более $700 млн, но общая стоимость разработки Overture достигнет $8 млрд, а, возможно, будет выше.

Несмотря на это, компания уже строит в Северной Каролине завод Superfactory, на котором будут производиться самолеты. Строительство идет с опережением графика, поэтому завод будет готов этим летом.

Параллельно с разработкой самолета и строительством завода, Boom Supersonic ведет переговоры с другими компаниями о сотрудничестве.

Испанская компания Aernnova разработает крылья для Overture. Они будут иметь форму как для сверхзвуковых, так и для дозвуковых режимов полета. Также они будут тоньше крыльев обычных самолетов, что позволит эффективнее летать на высоких скоростях.

Итальянский аэрокосмический гигант Leonardo спроектирует и изготовит конструктивные элементы фюзеляжа и кессон крыла.

Как уже было сказано, Boom Supersonic разработает собственные реактивные двигатели. Это решение было принято в конце 2022 года после того, как Rolls-Royce, Pratt & Whitney и General Electric отказались разрабатывать сверхзвуковые двигатели из-за слишком высоких затрат.

В успех Overture, похоже, верят авиаперевозчики. United Airlines заказала 15 самолетов, ещё 20 заказала American Airlines. Кроме того, Virgin Atlantic, Japan Airlines, United Airlines, American Airlines и ещё 2 неизвестных заказчика имеют опции на заказ 171 самолета.

◦ Назад к содержанию ◬

Сверхзвуковые пассажирские полеты могут стать реальностью

20 лет назад «Конкорд» совершил свой последний полет. На тот момент казалось, что сверхзвуковые полеты больше никогда не вернутся по целому ряду причин, среди которых дорогие билеты, высокий расход топлива, малая вместимость и ненадежность двигателей.

Но Boom Supersonic собирается полностью изменить эту индустрию. Да, все недостатки Ту-144 и «Конкорда» у неё не получится исправить, но если их будет меньше, то это уже будет победой.

Ту-144 и «Конкорд» разрабатывались 60 лет назад. С тех пор авиапромышленность шагнула далеко вперед. Поэтому мечта о сверхзвуковых пассажирских авиаперелетах приближается к реальности, надо только немного подождать.

◦ Назад к содержанию ◬

©  iphones.ru