Существует ли эмоциональное похмелье?
Когда вы наблюдаете или участвуете в событиях внешнего мира, мозг обрабатывает их не просто как поток входящей информации. Эмоции, пережитые задолго до текущего момента, влияют на процесс обработки. Поэтому новые воспоминания не ложатся на «белый лист», а зависят от того, что вы видели, слышали и чувствовали раньше. К такому выводу пришли нейробиологи из университета Нью-Йорка.
«Эмоция — это состояние мозга, — объясняет автор исследования Лила Давачи (Lila Davachi), — и полученные нами результаты подтверждают, что это состояние влияет на наше восприятие и сохраняется в мозге в течение долгого времени».
Предыдущие исследования доказали, что память о событиях, сопровождавшихся эмоциональным возбуждением, сохраняется дольше, чем память о нейтральных происшествиях. А теперь Давачи и ее коллеги обнаружили, что пережитые эмоции влияют и на качество запоминания нейтральных событий, произошедших вскоре после волнительных.
Участникам эксперимента показывали изображения и видео, вызывающие эмоциональный отклик, а затем через 9−30 минут показывали несколько нейтральных картинок. Другой группе участников показывали все то же самое, но в обратном порядке. Эмоциональное возбуждение при просмотре видео и картинок измеряли по изменению электропроводности кожи и с помощью фМРТ мозга. Через шесть часов людям из обеих групп дали тест, проверяя, как хорошо они запомнили последовательность нейтральных изображений.
Первая группа сдала тест гораздо лучше второй. На объяснение этого результата указывают томограммы участников: нейронные паттерны, возникавшие при эмоциональном возбуждении, повторялись с течение 20−30 минут, и могли повлиять на то, как мозг подопытных обрабатывал эмоционально нейтральную информацию.
На процесс формирования воспоминаний об эмоционально нейтральных событиях влияют многие факторы: «ПМ», например, писала об исследовании, доказавшем, что физическая нагрузка через 4 часа после сеанса обучения помогает запоминать пройденное.
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience.