Страсти по Кодзиме: кто подставил гения и что теперь будет с Metal Gear Solid
Шокирующая новость всколыхнула игровой мир еще весной: Хидео Кодзима, легендарный геймдизайнер, бессменный автор серии Metal Gear, покидает студию Konami и теряет права на свою франшизу. Однако роскошные релизы один за другим перетягивали на себя внимание (хотя бы в этом плане лето выдалось жарким). Но вот наступило затишье, а свежая новость бередит старую рану: судя по обнаруженной в Ground Zeros «пасхалке», Кодзима давно знал, что разойдется с Konami. Пришло время восстановить хронологию событий и на холодную голову разобраться: какая кошка между ними пробежала?
1986 год
Молодой провинциальный парень по имени Хидео, будучи без ума от видеоигр в целом и творчества Сигеру Миямото (Super Mario Bros.) и Юджи Хории (The Portopia Serial Murder Case) в частности, принимает легкомысленное на ту пору решение: буду делать игры! И устраивается работать в компанию Konami — то ли дизайнером, то ли проект-менеджером — офисная культура с присущей ей бюрократией на тот момент еще не запустила свои щупальца в индустрию.
1987 год
Начальство просит молодого и инициативного сотрудника возглавить разработку нового IP под названием Metal Gear. Да-да, огромные шагающие роботы с атомным вооружением, сюжеты из старых боевиков, крутой главный герой, похожий на Змея Плискина (кстати, с каждым выпуском сходство только растет, не находите?) — вся эта эпопея началась в восьмидесятые. Ну, а когда же ещё?
С производством потенциального блокбастера возникли некоторые проблемы — тогдашнее «железо» совершенно не позволяло реализовать потенциал зрелищной боевой системы. — «Хидео, придумай что-нибудь!» И Хидео придумал. Причём столько, что хватило на целый новый жанр, вагон нового опыта для миллионов геймеров и икону для подражания для сотен других дизайнеров на ближайшие три десятка лет. Для стелс-экшенов Кодзима стал примерно тем же, кем является Кармак для шутеров, только до сих пор не пустился в тираж. Парню тогда было 24 года.
1988–2005 года
Под крылом Konami, изредка отвлекаясь на другие проекты, Кодзима выпускает дюжину игр в серии Metal Gear и реализует ряд других проектов, методично отрабатывая звание одной из важнейших персон в современной игровой индустрии. За это время геймеры успевают понять две важные вещи: не бывать Metal Gear без Хидео Кодзимы и vice versa.
2005 год
1 апреля
Konami юридически оформила слияние нескольких дочерних предприятий, включая Konami Computer Entertainment Japan, вице-президентом которой к тому времени стал Кодзима. Сам творец, устав от управленческой рутины, пользуясь случаем, возвращается к творческой работе в рамках нового подразделения.
Для нескольких десятков сотрудников свои двери открывает студия Kojima Productions. Логотипом становится нашивка вымышленного отряда Fox, что недвусмысленно дает понять — развитию какой серии будет посвящена дальнейшая деятельность команды. Понятно, что в студии имени себя любимого Хидео получил несколько большую свободу действий, но формально компания все ещё принадлежит и подчиняется Konami.
2011 год
1 апреля
Хидео получает повышение до должности вице-президента Konami Digital Entertainment. Но было бы странно представить себе Kojima Productions без, собственно, Кодзимы. Конечно же, он остается руководителем и главным геймдизайнером своей студии.
2012 год
сентябрь
Президент Konami делает Хидео предложение, от которого тот не может отказаться — возглавить разработку Silent Hills — перезапуска культовой серии японских хорроров.
2013 год
27 марта
В ходе ежегодной Game Developer Conference, Хидео лично анонсирует пятый выпуск Metal Gear Solid под названием The Phantom Pain. Но наибольший интерес для нас представляет не столько анонс, сколько сопутствующее заявление о том, что MGS V станет своего рода венцом работы над франшизой, после чего маэстро намерен навсегда завязать со Снейком и компанией. Это мы уже слышали раз этак пять, всё идёт своим чередом.
6 сентября
К работе официально приступает новое подразделение Kojima Productions в Лос-Анджелесе. Судя по всему, Konami возлагает на студию Кодзимы большие надежды и дела у них идут в гору.
2014 год
18 марта
Kojima Productions выпускает Metal Gear Solid V: Ground Zeroes — пролог к будущему блокбастеру. Критики разделяются во мнении: кто-то ругает разработчиков за релиз коротенькой платной демоверсии, другие же с радостью проходят её по 30 раз, ставя рекорды в скоростных забегах.
12 августа
В сети PlayStation Network эксклюзивно для PlayStation 4 публикуется загадочная демо-версия ужастика P.T. от неизвестной (и, как выясняется позже, несуществующей студии 7780s studios). В финале демки игроков ожидало удивительное открытие: только что они прошли играбельный тизер Silent Hills, разработанный Хидео Кодзимой при содействии мексиканского кинорежиссера Гильермо дель Торо («Лабиринт фавна», «Хеллбой») и звезды телесериала «Ходячие мертвецы» Нормана Ридуса. Бум!
2015 год
5 февраля
Konami публикует финансовый отчет за 2014 год. Серия Metal Gear оказалась второй по популярности после Pro Evolution Soccer. Причем, если продажи последней упали на треть по сравнению с 2013 годом, то игры линейки MGS продались почти в два раза лучше. Особенно компания отмечает успехи PC-версии Ground Zeroes в Steam.
3 марта
Konami анонсирует очередную реструктуризацию и переход на новую систему управления, при которой все подразделения будут контролироваться напрямую из головного офиса. Общественность, разумеется, ничего не подозревает.
4 марта
В новом корпоративном перечне должностных лиц компании отсутствует фамилия Кодзима. Документ должен вступить в силу 1 апреля. Мы всё ещё спим спокойно.
16 марта
Реструктуризация вступает в силу… В тот же день, без промедления, из всех промо-материалов и официальных веб-страниц, связанных с MGS, удаляется всякое упоминание Кодзимы и его студии; лос-анджелесское подразделение переименовывается в Konami Los Angeles; Metal Gear Solid обзаводится новой страницей в Twitter — опять же, без упоминания имени маэстро; наконец, при попытке зайти на сайт Kojima Productions происходит переадресация на официальную страницу MGS. Как говорится, IN YOUR FACE, KOJIMA!
Сама Konami объяснила принятые меры необходимостью адаптироваться к условиям быстрорастущего агрессивного рынка. Что ж, четкая управленческая структура — это всегда хорошо, но каким образом лого ветерана игровой индустрии мешает управленческим процессам? Кто-то испугался, что маленькая дочерняя студия затмит имя старого и уважаемого издателя?…
19 марта
Анонимный источник внутри Konami сообщил американскому порталу IGN о том, что в результате конфликта Кодзима покинет компанию после завершения работы над Metal Gear Solid V. По его заверениям, ключевые сотрудники Kojima Productions, включая самого Хидео, лишились статуса сотрудников компании и юридически стали наемными рабочими, которым, среди прочего, запрещено пользоваться корпоративными телефонами и электронной почтой. Приехали.
Кроме того, по словам источника, эти люди и так намеревались покинуть Konami, как только их контракты истекут в декабре 2015 года. Официальный представитель Konami отрицает замысел Кодзимы об уходе и заверяет, что ветеран серии и дальше будет работать над франшизой.
20 марта
На сайте Konami публикуется официальное заявление, которое сводится к трем тезисам:
Кодзима остается в компании, как минимум, до релиза Phantom Pain
Запущена разработка нового выпуска Metal Gear
Для ее успешного завершения компания ищет новых сотрудников
Отчасти их слова подтверждает сам Хидео: «Я вовлечен на 100% и продолжаю работать над Metal Gear Solid V: Phantom Pain; я намерен сделать ее лучшей игрой, какую мне только доводилось создать. Не пропустите!»
Хорошо, конечно, что ведущему геймдизайнеру позволили закончить свою работу, но… Выходит, развитие легендарной серии доверят посторонним людям, а маэстро к ней даже руку не приложит?
29 марта
Пользователь YouTube под ником timesplitter88 опубликовал геймплейное видео, снятое в Metal Gear Solid V: Ground Zeroes. Оказалось, разработчики спрятали внутри игры своего рода «пасхалку» — в одной из побочных миссий пользователю предстоит искать и «стирать» лучом от фонарика разбросанные по локации логотипы игр серии Metal Gear. Он знал? Всё это время он знал?
31 марта
Konami продолжает «чистку». На этот раз, все упоминания студии имени Хидео Кодзимы были удалены с вебсайта Silent Hills, что заставило фанатов задуматься о печальном будущем, которое ждет любимую серию…
26 апреля
…и они оказались правы. На мероприятии San Francisco Film Society вовлеченный в разработку Silent Hills режиссер Гильермо дель Торо заявил о закрытии производства. Сама же Konami ограничилась странным заявлением о том, что 29 апреля тизер P.T. будет удален из PlayStation Network.
27 апреля
Руководство Konami официально объявило о закрытии проекта. Причины? Без комментариев. Зато мы узнали, что японский гигант не намерен закапывать франчайз и в будущем обязательно вернется к его развитию. Очевидно, уже без участия именитых геймдизайнеров, режиссеров и актеров.
В тот же день компания изымает свои акции с Нью-Йоркской фондовой биржи. Что это: простое совпадение или нежелание попасть в новостные заголовки, начинающиеся со слов «стремительно падает»?
10 июля
Команда Kojima Productions расформирована — об этом написал в своем твиттер-аккаунте Акио Оцука, актер озвучки, подаривший свои голоса таким персонажам, как Solid Snake, Solidus Snake и Big Boss. Сама Konami, к сожалению, воздержалась от каких бы то ни было комментариев. Впрочем, официальные заявления никогда не поспевают за слухами и инсайдами. Да и не всегда хочется выслушивать оправдания говорящих голов из PR-отдела. Сейчас — точно нет.
Впрочем, есть у этой новости и позитивная сторона. Очевидно, игра уже вышла в стадию постпродакшена и почти готова к публичному релизу. Ждать осталось ровно до…
28 июля
Рика Муранаки — бессменный композитор серии Metal Gear Solid — сообщает о возможных причинах увольнения Кодзимы. Госпожа Муранаки утверждает, что виной всему стали деньги. Маэстро (сидящий на фиксированной зарплате, а не проценте от продаж) растянул производство The Phantom Pain на слишком длительный срок, чтобы Konami могла и дальше закрывать на это глаза.
1 сентября
Именно в день знаний состоится релиз заключительной главы Metal Gear Solid для всех игровых консолей (кроме Wii U). PC-версия подоспеет чуть позже. И мы наконец-то сможем своими руками прикоснуться к алмазу, который обрабатывался в голове великого геймдизайнера почти три десятка лет. Нет, серия, конечно, не закрывается — никто не выкинет на свалку истории столь прибыльную франшизу. Но сумеет ли Konami хотя бы удержать заданную Кодзимой планку? Ответ на этот вопрос мы узнаем никак не раньше следующего года, а то и позже.
Что, собственно, дальше?
Среди поклонников творчества мастера бытует мнение, что в P.T. Кодзима тоже умудрился спрятать «пасхальное яйцо» — эдакую аллюзию на нынешнее положение дел в компании. Якобы маньяк, по сюжету перебивший всю свою семью — это некто из нынешнего руководства компании. Так это или нет, мы едва ли когда-нибудь узнаем. Спасибо корпоративной культуре и договорам о неразглашении. Впрочем, за судьбу крупного издателя волноваться не приходится. Эти переживут.
Гораздо больше вопросов вызывает будущее великого творца и автора. Понятно, что тоже не пропадет. Но чем конкретно займется звезда геймдева? Вариантов масса. Уйти к другому издателю. Податься на Kickstarter с новой гениально-безумной идеей. Начать карьеру в кино. А почему нет? Его страсть к кинематографу давно известна, и на отсутствие связей он не может пожаловаться. В своем время режиссер Николас Виндинг Рефн («Драйв» и «Бронсон») сравнил Кодзиму со Стэнли Кубриком, а Пак Чхан-ук («Олдбой») и вовсе признался, что мечтает увидеть фильм, снятый Кодзимой. Так что все возможно.
Черт, в конце концов, он даже может уйти на покой и посвятить себя семье, туризму, или чем там еще занимаются пенсионеры? Человеку 52 года и свою вершину он уже давно взял. Можно и расслабиться.
Но знаете что? Лучше мы просто представим, что все эта история — один большой маркетинговый трюк, которыми славится старина Хидео. Что после релиза Phantom Pain нас ждет грандиозный срыв покровов и всё станет по-прежнему, а мастер порадует нас еще не одним своим творением. Потому что без него игровая индустрия совершенно точно не будет прежней. Не будет собой.
Автор текста: Денис Рыбалко
Источник: 4pda.ru
© 4PDA