Стоит ли ездить на технологические выставки
Сооснователь агентства This is Fine PR Мария Глазкова выбрала наиболее полезные конференции для стартапов.
В год по миру проходит несколько сотен около технологических конференций, начиная с общих по налаживанию связей между предпринимателями, и заканчивая узкоспециализированными по каждой отрасли, будь то legal tech, биотех или любой какой угодно «тех». Даже каннабис уже давно выделен в отдельную стартап-отрасль и имеет свои тематические конференции.
В рамках подобных мероприятий всегда есть панели для спикеров, где обсуждают проблемы и будущее, а также выставочные ряды для компаний, где можно показать продукт потенциальным партнерам или инвесторам и, конечно же, прессе. Каждая конференция проводит стартап-битву, чей победитель уезжает домой с чеком на небольшую, но приятную сумму.
С учётом того, что бюджет подобного мероприятия для стартапа начинается от $10 тысяч и стремится к бесконечности, компания вряд ли может позволить себе участие в двух подобных мероприятиях. Логично, что возникают вопросы — какую выставку выбрать, каким составом ехать и нужно ли участвовать вообще?
На каждой выставке своя цена за участие одним днём, что включает в себя выставочное место (будку) на один день и, как правило, два билета на конференцию. Аренда стандартной будки (около 10 квадратных метров) колеблется в районе $2500–$15000. Сюда нужно добавить билеты, проживание, промоматериалы, печать, технику и доставку.
В среднем, по моему опыту, бюджет составляет около $23 тысяч. Подача на участие в стартап-битве проходит отдельно от аренды стенда. Условия тоже у всех свои, обычно это ограничение по «возрасту» компании и сумме инвестиций.
Перечислю выставки и конференции, которые кажутся мне самыми привлекательными.
TechCrunch Disrupt
Конференция от самого известного ресурса о технологиях и стартапах. Проводится в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Сиэтле, Берлине, Тель-Авиве и Лондоне. Приз за первое место в битве составляет $50 тысяч. Этого вряд ли хватит на длительный период работы команды программистов, но гарантированно станет преимуществом в дальнейшем привлечении инвестиций и поможет в работе с прессой.
Сами организаторы говорят, что конференция больше является поддерживающим для индустрии мероприятием. Поэтому не стоит ждать, что ваш супертехнологический продукт займёт первое место. Иногда победителями становятся команды с какой-то неожиданной идеей или с красивой подачей.
Стоимость участия в «Аллее стартапов» составляет около $2 тысяч. Сюда входит один день аренды стенда, два билета на все дни конференции.
Кому участвовать: молодым b2c- (с меньшим успехом b2b-) компаниям с посевными инвестициями. Что ждать: внимания прессы, знакомств с отраслевыми аналитиками, инвесторами из не очень крупных фондов, кто заходит в компании на ранних стадиях.
CES — The International Consumer Electronics Show
Пожалуй, самая крупная выставка, проводится в начале января в Лас-Вегасе. «CES Азия» проводится в июне в Шанхае (или Сингапуре). В этом году в Вегасе было около 170 тысяч посетителей и участников. Из них 7 тысяч журналистов.
В подобном ажиотаже есть как плюсы, так и свои минусы. Например, если вы заранее не договорились о встрече, бегать по павильонам по всему городу в поисках человека представляется мне абсолютно невозможным. Хотя именно на CES я «случайно» познакомилась с несколькими журналистами из TechСrunch и WSJ.
Стоимость участия зависит от отрасли и даты, когда вы решитесь оплатить стенд. Чем раньше, тем дешевле. Если брать билеты сейчас, можно арендовать стенд за 20% от полной стоимости.
Кому участвовать: IoT, робототехникам, AR и VR, b2c- и b2b-компаниям с закрытым раундом А. Что ждать: внимания прессы, потенциальных партнеров и инвесторов. В этом году мы ездили с WayRay. К стенду компании подошли представители всех автоконцернов, а по итогу вышло порядка 25 публикаций в западной прессе.
Mobile World Congress
Самая крупная выставка, посвященная мобильной индустрии. Проводится в конце февраля в Барселоне и неизменно собирает всех представителей отрасли и около 5 тысяч компаний. Основной фокус — оптимизация процессов (digital transformation), молодое поколение.
Стоимость участия средняя, зависит от размера стенда. На следующий год цены ещё не озвучены.
Кому участвовать: разработчиками мобильного софта и харда, компаниям, разрабатывающим AR-, VR-, ИИ-решения и робототехникам. Что ждать: очень продуктивную работу по налаживанию связей. Конференция достаточно узко специализирована, чтобы легко найти единомышленников и посмотреть, что делают подобного в других странах.
SXSW — South by Southwest
Пожалуй, единственный стоящий повод съездить в Остин, тем более, что в марте температура ещё позволяет. Конференция, изначально посвященная кино- и музыкальной индустриям, разрослась и стала собирать изготовителей различных ручных изделий и представителей технологических компаний. Акцент делают на инновациях в сферах здравоохранения, фудтеха, путешествий и прочих развлечений. Также в прошлый раз были компании из сфер 3D-принтеров, SaaS, мобильного софта, финтеха и прочие.
По стоимости нужно связываться с отделом продаж.
Кому участвовать: несмотря на то, что профиль у конференции широкий, я бы советовала её только стартапам из сферы развлечений. Что ждать: журналисты уважают SXSW, также конференция хороша для знакомств с интересными людьми из индустрии
GDC — The Game Developers Conference
Крупная игровая конференция. Среди участников преимущественно компании, которые занимаются VR и видеоиграми. Хорошая локация и отличный повод позвать инвесторов и представителей таких компаний, как, например, Disney. Журналистов не очень много, при этом большая часть — азиатские блоггеры. Если продукт хороший, можете ждать в гости Geek.com и Wired.
Почти все стенды одинаковые, по стоимости также в районе $10 тысяч. В этом году было несколько непроданных мест, хотя в 2016 году всё было распродано.
Кому участвовать: молодым компаниям с посевными или раундом А, с хорошим, готовым продуктом. Что ждать: встреч с потенциальными партнерами, аналитиками, с лидерами мнений игровой индустрии. Мы были с VR-платформой Hyperloop.io. Ребята встретились с большим количеством инвесторов, также получилось сделать около 10 интервью, из которых два были с отраслевыми аналитиками.
TNW Conference
Конференция проводится в родном для The Next Web Амстердаме в мае. Участникам-предпринимателям предоставляется платформа для представления своего бизнеса: будь то одиночный билет для генерального директора (около €400), или стенд для компании (€899–€1499). В каждой такой программе различные возможности, как посещение всех дней конференции и доступ к инвесторам. Описание и подача заявки тут.
Кому участвовать: инкорпорированным в Европе компаниям различной стадии, b2c, b2b, разработчикам программного обеспечения. Что ждать: можно попасть на радар к инвесторам, а также познакомиться с топ-менеджерами интересных компаний.
Arctic15
Проводится в мае в Хельсинки. Организаторы отбирают 15 компаний, которые будут бороться за главный приз размером в €50 тысяч. Претенденты обычно анонсируются в середине апреля. В этом году мероприятие делает акцент на AR и VR с соответствующими воркшопами.
Стоимость стенда с двумя билетами составляет около €1200.
Кому участвовать: инкорпорированным в Европе стартапам, AR- и VR-разработчикам с хорошими показателями по заработку и клиентской базе. Что ждать: много новых европейских контактов из отрасли.
Web Summit
Ещё одна масштабная конференция. В 2017 году проходила в Лиссабоне в ноябре и собрала около 70 тысяч посетителей.
В отличие от CES, которая в этом году была юбилейная 50-я, Web Summit ещё достаточно молодой, стартовал в 2010 году. Несмотря на это, количество компаний-участников и прессы впечатляет. Мы ездили со «Сбербанком», который отдельно от общего стартап-соревнования проводил свой с призом в $10 тысяч. Общая стартап-аллея делится на альфа- и бета-компании, первые отмечены организаторами конференции как потенциально очень интересные.
Кому участвовать: b2c, b2b, разработчикам программного обеспечения. Что ждать: среди участников конференции много прессы, также достаточно представителей фондов и потенциально заинтересованных крупных компаний.
Slush
Еще одна конференция в Хельсинки Slush проводится при участии акселератора Startup Sauna. В этом году пройдет с 30 ноября по 1 декабря. Slush — это некоммерческое мероприятие, организованное сообществом предпринимателей, инвесторов, студентов и организаторов фестивалей.
Кому участвовать: b2c, b2b, разработчикам программного обеспечения с посевными инвестициями. Что ждать: на конференции можно познакомиться с инвесторами и представителями различных отраслей.
Узконаправленные конференции
Существует множество нишевых конференций, где, по идее, вы должны встретить максимально заинтересованных в вашем продукте партнеров и инвесторов. Однако даже среди таких мероприятий нужно правильно выбрать.
Например, мы с case.one приняли участии в LegalWeek Show, а затем в ABA Techshow. Первая подразумевала рассмотрение проблем, связанных с оптимизацией бизнес-процессов юридических компаний и департаментов, вторая носила более общий характер. В итоге больше внимания и контактов получилось собрать именно на второй конференции.
Что ещё нужно знать
Почти все конференции проводят медиадни до официального старта. В это время у участников есть шанс попасть на глаза журналистам из топовых СМИ. Обычно билеты на такие мероприятия приобретаются отдельно, если не входят в выставочный пакет.
Кроме того, организаторы часто проводят ужины с представителями венчурных фондов. Подобные билеты тоже либо выделяются альфа-стартапам, либо, если это условно-закрытое мероприятие, как Matching на TNW, то билеты входят в большинство выставочных пакетов.
Кого брать с собой. Для компаний-разработчиков hardware необходимо брать с собой технического специалиста, который будет контролировать работу продукта. Также, если конференция масштабная, помимо основателя компании желательно присутствие менеджера по развитию бизнеса, который сможет ходить на встречи в другие павильоны.
Конечно же, необходим специалист по работе с прессой, который заранее возьмёт список СМИ и договорится об интервью, а также будет бегать по всей выставке и ловить журналистов. Такого человека можно оформить как представителя СМИ, и тогда его пустят в медиакомнату, где работают журналисты.
Готовиться к конференции нужно начинать за полгода. У нас был опыт, когда мы с клиентом буквально за месяц до конференции приняли решение об участии, но бюджет мероприятия из-за этого вырос примерно в 2,5 раза.
© vc.ru