«Стоя на плечах гигантов»: инструменты жизни здоровых, мудрых и богатых

cover.jpg

Пересказ книги о ценности здоровья, умении принимать помощь и смелости менять свою жизнь от основателя MakeRight Константина Смыгина.

В книге «Инструменты титанов» собраны ответы на вопросы, которые Тимоти Феррис, писатель, оратор и инвестор, задавал выдающимся людям на своём шоу и в личных беседах. Текст делится на три главы — «Здоровые», «Богатые» и «Мудрые». Феррис выбрал эти три сферы как близкие ему самому. Он заработал свой первый капитал на онлайн-продаже пищевых добавок, основав собственную компанию BrainQuicken.

Феррис всерьёз занимался пауэрлифтингом, профессиональной кулинарией (особенно здоровым питанием), сам когда-то принимал помощь бизнес-ангелов и, обретя финансовую независимость, тоже стал инвестором.

Как он пишет в начале книги, с детства у него выработалась привычка записывать режим своих тренировок, планы на будущее, неожиданные идеи. Когда тетрадей с такими заметками накопилось несметное количество, в голову Феррису пришла мысль: почему бы не опубликовать самые полезные и интересные отрывки из своего шоу? Разве могут быть неинтересны мысли и советы «титанов» — здоровых, успешных и умных людей?

В первой главе содержатся всевозможные рекомендации от тяжелоатлетов и любителей других видов спорта. Они пригодятся не только тем, кто недавно начал заниматься пауэрлифтингом или бодибилдингом, но и людям, заинтересованным в формировании здорового тела. В таком теле, считает Феррис, легче поддерживать не только здоровый дух, но и здоровый разум, поскольку физическое развитие тесно связано с интеллектуальным. Помимо описания конкретных упражнений собеседники писателя дают много полезных советов о режиме тренировок, правильном питании и способах медитации.

Вторая часть книги посвящена достижению материального благополучия и жизненного успеха. Успех для Ферриса — это не только богатство, но и уверенность в себе, самоуважение, достоинство. Недаром в этот раздел вошли не просто богатые люди, а те, кто планомерно добивался цели, открыл что-то новое или вёл за собой других — те, у кого есть чему поучиться.

Третья глава учит мудрости, как житейской, так и глубинной, а для автора это порой одно и то же.

Феррис и сам проделал титанический труд, выбрав из подкастов своего шоу самое, на его взгляд, важное. Главная мысль книги подчёркнута в предисловии мыслью Арнольда Шварцнеггера: нет ни одного человека, который сделал бы «себя сам». Все успешные люди когда-то стояли на плечах «титанов» — учились у тех, кто лучше, умнее, сильнее, и сумели воспользоваться их советами.

Вот и Феррис решил поделиться с читателем инструментами успешных людей. Его книга не претендует на звание откровения, не сулит небывалого духовного прозрения. Он сам называет её «шведским столом», где каждый может выбрать себе что-то по вкусу. Это сборник ценных советов для практического применения. Так и должны использоваться любые инструменты.

Часть первая. О здоровье

Здоровью в книге придаётся важнейшее значение — недаром Феррис посвятил ему первую главу своей книги. Без него и богатство не в радость, и мудрость вряд ли придёт. Многие собеседники Тимоти сочетают занятия спортом с профессиональной карьерой: например, Амелия Бун, юрист по корпоративному праву, давно и успешно занимается кроссфитом, пауэрлифтингом и бегом. По её словам, это очень помогает в работе.

Как поддержать и укрепить свое здоровье? Автор вместе со своими собеседниками предлагают читателю несколько идей.

Правильное питание — залог здоровья и красоты тела

Всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие считают, что правильно питаться — это не переедать (особенно на ночь), избегать копчёного, жирного и сладкого. Однако после прочтения книги Ферриса становится ясно, что это намного сложнее.

Все делается «по науке». Уровень сахара в крови должен измеряться регулярно, как и уровень холестерина и жирных кислот. Без правильного питания невозможно увеличить мышечную массу или избавиться от жира.

В частности, многие спортсмены давно и успешно пользуются кетоновой диетой, чтобы сбросить вес. Смысл её в том, чтобы все углеводы заменить жирами. Это не значит, что нужно пить стаканами растительное масло, хотя его ценит и Феррис, и многие единомышленники писателя. Для соблюдения этой диеты углеводы должны быть исключены из рациона полностью, поэтому даже фрукты употреблять нельзя.

Но почему жиры, ведь жирная пища перегружает печень и вызывает ожирение? Оказывается, такая диета способствует образованию кетонов — особых веществ, способствующих распаду жиров. Когда в организм не поступает глюкоза от углеводных продуктов, кетоны сжигают жировые отложения.

По мнению Ферриса, такая диета обладает ещё и мощным антиканцерогенным и противовоспалительным действием, увеличивает выносливость спортсменов, а также помогает избавиться от клещевого боррелиоза, которым долгое время страдал сам писатель.

Приветствуются орехи, рыба, птица, мясо. Исключены крупы, хлеб, не говоря уже о пирожных, конфетах и любых сахаросодержащих продуктах (даже фруктах и сухофруктах), хотя некоторые собеседники Ферриса признаются, что не едят только сладкое, оставляя в рационе немного круп, изредка — макароны и пресный подсушенный хлеб.

Однако раз в неделю можно позволить себе всё — в этом главная прелесть кетоновой диеты. Вот только применять её без риска для здоровья может не каждый: диабетикам и людям с заболеваниями сердца следует проконсультироваться с врачом.

Все рекомендации по здоровому питанию сходятся в двух местах: «завтрак надо заслужить» (следует завтракать после, а не до физической нагрузки), а после шести часов вечера есть нельзя.

Регулярное голодание предохраняет от рака

По этому поводу Феррис приводит мнение одного из «титанов», врача Питера Аттиа: для людей старше 40 лет рак — одна из четырёх болезней, которые убьют их с 80% вероятностью. Поэтому регулярное голодание — некий вид «умного страхования» жизни.

Автор регулярно практикует трёхдневное голодание и считает, что оно может «активировать» иммунную систему и запустить процесс регенерации стволовых клеток. Людям, не страдающим тяжелыми болезнями, а решившим голодать для общего оздоровления, он советует начать с одного дня в неделю или две.

Сам Феррис сочетал лечебное голодание с кетоновой диетой для борьбы с клещевым боррелиозом. Он прошел курс голодания в специальной клинике, и, хотя перенёс его тяжело, к концу лечения полностью избавился от болей в суставах и кожных высыпаний.

Впоследствии он разработал собственный алгоритм трёхдневного голодания. В шесть часов вечера четверга он съедает небольшую порцию низкокалорийной еды, а в пятницу, субботу и воскресенье голодает и старается как можно больше спать. Даже если голодание однодневное, эта рекомендация остаётся в силе.

После пробуждения полезно отправиться на прогулку, прихватив с собой обычную питьевую или минеральную воду. Можно добавить в неё немного лимонного сока или соли. Гулять нужно в нормальном темпе. Феррис советует в начале и в конце дня добавлять в чай или кофе немного кокосового масла или сливок. Выйти из голодания можно любым блюдом, будь это стейк или салат, а совсем не обязательно тёртыми овощами.

Регулярно выполняйте физические и дыхательные упражнения

Почти все «титаны» из книги Ферриса практикуют йогу, так как она сочетает правильное дыхание с физическим напряжением, а кто-то разминается на тренажерах или бегает по утрам. Главное — делать это регулярно.

При этом Феррис советует не перенапрягаться. Лучше пропустить одну или две тренировки, чем перебрать с ними. Так они не рискуют превратиться в тяжёлую повинность, от которой хочется избавиться. Можно сделать их частью образа жизни, но не предметом долга или неприятной обязанностью.

Кто и что практикует? Интересны упражнения Вима Хофа, знаменитого «ледяного человека» из Голландии. Он прославился своей нечувствительностью к низким температурам. Вим около минуты плавал подо льдом, нырнув в прорубь замёрзшего озера, пробыл больше часа в трубе с ледяной водой и в шортах совершил восхождение на Монблан. Его тренировки начались с 17 лет, сейчас ему под 60, и он продолжает тренироваться. Вот ежедневный комплекс упражнений Вима Хофа.

Для начала он отжимается от пола столько раз, сколько сможет. Полчаса отдыхает, а затем выполняет дыхательную гимнастику (40 повторений): максимально глубоко вдыхает воздух грудью и резко выдыхает со звуком «ха» (грудь при этом опускается). После 20–30 повторений ощущается лёгкое головокружение и покалывание в руках.

Напоследок нужно в последний раз глубоко вдохнуть и резко полностью выдохнуть, а затем снова приступить к отжиманиям. Человек обнаружит, что может отжиматься намного дольше, чем до дыхательной гимнастики.

Используйте силу холода и тепла

Помимо дыхательной гимнастики и отжиманий Вим Хоф использует действие холода. Он не одинок — охлаждающие процедуры практикуют сёрфер Лэрд Гамильтон, писатель и спикер Тони Роббинс, шахматист Джошуа Вайцкин и сам Феррис. Холод, по их мнению, укрепляет иммунитет, сжигает жир, помогает бороться с депрессией и поднимает настроение.

Начинать процедуры можно с простых обливаний холодной водой из душа в течение 30–40 секунд. Кто-то может этим и ограничиться, но Феррис пошёл дальше и после тренировок периодически погружается в ванну со льдом.

Тепло «титаны» ценят не меньше, чем холод. Сауна прекрасно прогревает усталые мышцы, выводит токсины, улучшает метаболизм. Помимо автора её регулярно посещают музыкальный продюсер Рик Рубин и Лэрд Гамильтон.

Медитируйте

Почти все без исключения «титаны» из книги Ферриса так или иначе практикуют разные формы медитации. Они посещают специальные курсы, нанимают индивидуальных тренеров, осваивают основные приёмы и занимаются медитацией всю жизнь, как они говорят, для «успокоения ума». Эта практика помогает заглянуть в себя, почувствовать связь с миром и другими людьми.

Научно доказано, что медитация благотворно влияет на физическое и психическое состояние человека. Конкретные приёмы и способы в книге не описаны: их слишком много. Есть лишь совет автора — обязательно попробовать.

Часть вторая. О богатстве

Во второй части книги успешные люди делятся своими идеями с начинающими предпринимателями и молодыми талантами. В этом разделе выделяется отрывок из интервью с Арнольдом Шварценеггером — судя по всему, одним из самых уважаемых и любимых «титанов» для Ферриса.

Этот человек, уделяющий такое внимание здоровью и сделавший в начале своего пути ставку на физическую силу, — умный и дальновидный бизнесмен, прирождённый стратег, построивший успешную компанию с нуля. Его жизнь может служить хорошим примером честного движения по трудному пути к богатству.

Ниже перечислено несколько идей, которыми поделились с Феррисом его собеседники, в том числе и Шварцнеггер.

Точно обозначив свою цель, вы непременно её добьетесь

Шварценеггер родился в Австрии, в бедной семье, для которой покупка холодильника была настоящим событием. Он с детства мечтал посмотреть мир и добиться известности, что очень не нравилось отцу. Отношения с семьей у Шварцнеггера не сложились. Он увлёкся культуризмом в 14 лет и без конца занимался в тренажерном зале, а после армии начал работать в фитнес-центрах. В 21 год он выиграл турнир бодибилдеров «Мистер Олимпия», а за два года до этого занял второе место на конкурсе «Мистер Вселенная».

Феррис, рассматривая фотографии Шварценеггера того времени, заметил, что лицо будущего чемпиона выглядит очень уверенным, и спросил, откуда взялась эта уверенность у нищего парня без поддержки родителей. Шварценеггер ответил, что всего лишь ясно представлял себе цель. Он чётко знал, куда и зачем едет, почему тренируется по пять часов в день, для чего нужно преодолевать боль на тренировках, соблюдать дисциплину и правильно питаться. Он ехал на конкурс побеждать, а не конкурировать, и он победил.

Не бойтесь самой тяжёлой работы, если она приведёт к независимости

После переезда в Америку Шварценеггер вместе со своим приятелем-культуристом Франко Коломбо подрабатывал каменщиком. Так была заложена основа его капитала, который он приумножил, вложив деньги в недвижимость. С Коломбо они разместили в «Лос-Анджелес Таймс» объявление о том, что каменщики из Европы, знакомые с секретами кирпичной и мраморной кладки, готовы выполнить строительные работы. Франко когда-то подрабатывал в этой сфере, и было решено сделать акцент на европейском происхождении их мастерства.

Это принесло свои плоды: приятелей стали приглашать для строительства беседок, садовых печей, бассейнов и патио. Они разыгрывали спектакль перед заказчиком, Коломбо заламывал неимоверную цену, клиент пугался, а Шварценеггер делал вид, что уговаривает партнера снизить стоимость их услуг. Они яростно «спорили», причем один по-итальянски, а другой по-немецки, и, когда цена опускалась до чуть завышенной, заказчик радостно соглашался.

Вскоре они уже нанимали рабочих, их мелкий бизнес вырос в строительную компанию и пришло время вкладывать в недвижимость. Так к 30 годам Шварценеггер стал миллионером. А если миллионер снимается в кино, это очень отличается от ситуации, когда нищий актер, подрабатывающий официантом и уборщиком, соглашается на всё ради эпизодической роли.

Превратите свои слабости в свои активы

Шварценеггеру было недостаточно недвижимости и культуризма — он решил покорить Голливуд. Скептики говорили, что время «больших парней» в кино прошло, и в моде невысокие и стройные актеры-интеллектуалы: Дастин Хоффман, Вуди Аллен, Аль Пачино. Но Шварценеггер знал, что его время не прошло — оно ещё не наступило.

Когда им наконец заинтересовались, дело чуть было не испортил сильный немецкий акцент. Шварценеггер старался сбросить вес, работал над произношением, брал уроки актёрского мастерства и схватывал всё на лету. Но акцент не желал исчезать: все роли артиста-миллионера были почти немыми.

Успех пришел к Шварцнеггеру после «Конана-варвара», но гонорары оставались по-прежнему небольшими, пока Джеймс Кэмерон не пригласил его на роль Терминатора. Режиссёр даже не задумывался при выборе актера, ведь Арнольд говорил как настоящий киборг-убийца.

Генерируйте любые, даже плохие идеи — тогда хорошие придут сами

Так советует Сет Годин — известный маркетолог, предприниматель и автор бизнес-бестселлеров. Он советует не терять время на поиски вдохновения, а фиксировать любые планы и стратегии, которые только придут в голову. Из кучи сора можно выбрать что-нибудь хорошее, но это невозможно, если нет совсем ничего.

Ему вторит Джеймс Альтушер — предприниматель, глава хедж-фонда, писатель и основатель 20 компаний (по его словам, 17 из них были убыточны). Его совет звучит чуть по-другому: не можете найти 10 идей — генерируйте 20, и пусть они будут самыми безумными. Перфекционизм только мешает рождению гениального замысла.

Альтушер приводит в пример плохую идею для книги: Дороти из сказки «Волшебник Изумрудного города» приземляется не в Волшебной стране, а в Нью-Йорке, и должна найти волшебника с Уолл-стрит, который вернёт её домой. Таким волшебником оказывается глава Goldman Sachs, который предлагает ей работу трейдера. Так он сочиняет ещё 15 идей, не особенно заботясь об их красоте и правдоподобии.

Когда в списке наконец набирается 20 пунктов (неважно, какой сферы они касаются), Альтушер делит лист бумаги на две колонки. В одну он записывает все задумки, в другую — первые шаги по их реализации. При осуществлении любой идеи, даже самой безумной, можно представить себе первый шаг. Неважно, что большинство пунктов списка не будет воплощено в жизнь, ведь так формируются навыки практического планирования.

Не стесняйтесь просить и принимать помощь — будьте благодарны за неё

Феррис приводит в пример общественный институт покровительства талантам, который возник ещё во времена античности. Богатые и влиятельные горожане помогали молодым гениям (художникам, поэтам, учёным), а те были рады отплатить чем могли. Иногда их называли «расчищающими путь» и отправляли в разные страны, где протеже писали отчеты для своих покровителей и исполняли их поручения. Знаменитого философа Сенеку очень угнетало такое положение: он ненавидел своих благодетелей и мечтал о независимости.

Однако Феррис считает, что философ должен был быть благодарен, ведь он получил уникальную (и бесплатную) возможность наблюдать за миром и людьми со стороны. Ведь и Микеланджело, и Леонардо да Винчи в своё время прибегали к помощи со стороны и ценили её. Будь это иначе, как знать, увидел бы мир их шедевры? Из скромности рождается величие, и не стоит отказываться от покровительства сильных мира сего.

Шварценеггер утверждает, что остался бы никем и умер в безвестности, если бы не люди, которым он благодарен до сих пор.

Часть третья. О мудрости

В третьей главе своей книги Феррис уделяет внимание собственным мыслям и идеям. В частности, он рассуждает о том, что мы слишком долго готовимся к жизни, а не живём. Он рассказывает, как люди тяжело работают и только раз в год позволяют себе поехать куда-нибудь в райский уголок, провести там пару недель, а затем снова возвращаются в офис. Они мечтают о том, что когда-нибудь заработают или иначе раздобудут (выиграют в лотерею, получат в наследство) кругленькую сумму, чтобы наконец уехать в тот райский уголок навсегда.

Они, считает Феррис, тратят свою жизнь на пустые мечты, не понимая, насколько она коротка. Сам он поступил иначе — в один прекрасный день взял и уехал, бросив мир, где не было ничего, кроме изматывающей работы. Это коренным образом изменило его жизнь, причём в лучшую сторону.

Людей пугают перемены. Боритесь со своим страхом

Главная преграда на пути вперёд — страх неопределённости. Нужно понять, чего вы на самом деле боитесь. Запишите на листе бумаги всё худшее, что может случиться, если вы решитесь на пугающий, но важный шаг.

Представьте эти события во всех подробностях. Станет ли это прямой угрозой вашему существованию? Сколько продлятся негативные последствия смелого выбора? Как свести их к минимуму? Велика ли вероятность, что всё самое страшное действительно случится?

После того, как ваши страхи обрели более или менее конкретные черты, приступайте к борьбе с ними. Постарайтесь понять, что вы можете получить взамен, во имя чего рискуете.

Учитесь бороться со страхом. Феррис считает, что больше всего нас пугает именно то, что обязательно нужно сделать. Более того: жизненный успех зависит от количества неудобных разговоров или опасных ситуаций, из которых человек научился выходить. Каждый день совершайте то, чего раньше боялись (например, обращайтесь за советом к знаменитостям как ни в чём не бывало). Феррис поступал именно так.

Оценивайте ущерб не только от потенциальной неудачи, но и от своего бездействия. Учитывайте все составляющие вопроса, в том числе эмоциональную.

Жизнь может измениться к худшему в любой момент. Не нужно расценивать это как катастрофу, нужно быть готовым к негативным переменам.

Феррис утверждает, что регулярно устраивает себе «репетиции» жизненных катастроф, связанных с нехваткой денег. Он периодически спит на полу в спальном мешке, носит дешёвую одежду, ест только овсянку или фасоль, пьёт лишь воду или самый дешевый растворимый кофе. Часто устраивает голодание и пользуется только бесплатным интернетом, например, посещая библиотеки. Так он чувствует себя всё менее зависимым от денег и, как результат, намного более свободным.

Лучше время от времени практиковать жизнь в бедности и не бояться её, чем впустую гоняться за богатством, считает писатель.

Не ждите вдохновения — постоянно практикуйтесь

В разделе «Мудрые» Феррис собрал актёров, музыкантов и писателей. Большинство из них сходятся во мнении, что нет ничего важнее постоянной практики.

Для писателей одна из главных проблем — чистый лист. Многие годами думают, чем его заполнить, а кто-то, всё-таки начертав на нём несколько фраз, уничтожает написанное и начинает всё заново, так и не доводя дело до конца. Всё кажется неудачным: фразы, формулировки, манера изложения. Как быть в таких случаях?

Пауло Коэльо рассказал Феррису, что для писателя, как ему кажется, главное — не столько талант, сколько дисциплина. Он поставил себе цель писать не меньше получаса в день — это не так страшно и вполне выполнимо. Иногда он действительно пишет полчаса, иногда это время превращается в десять часов. Главное — не изменять своей установке. Так Коэльо не чувствует себя виноватым, если не пишет уже три или четыре часа, но при этом практикуется каждый день.

Писательница Шерил Стрейд рекомендует фиксировать свои мысли по любому поводу. Своим студентам она даёт задание писать от руки. Поначалу она просит их просто описывать какие-то случаи, не заботясь о стиле и совершенстве изложения: например, вспомнить о том, когда они были в нелепом положении, о правильном поступке или невосполнимой потере, о том, чем они гордятся, и тому подобных вещах. Незаметно начинающие писатели учатся излагать свои чувства на бумаге и втягиваются в процесс. Главное при этом — не останавливаться.

Всегда идите своим путём, даже если будете оступаться

Так советует Роберт Родригес, режиссер фильмов «От заката до рассвета», «Музыкант», «Отчаянный». Да, поначалу вы будете только спотыкаться, но только так можно вдруг набрести на то, чего ещё никто не открыл.

Свой первый фильм («Музыкант», 1992 год) Родригес, по его собственным словам, снял практически без денег, для пробы. У его друга было ранчо в Мексике, у его двоюродного брата — бар, а у знакомых жили питбуль и черепаха. У Родригеса нашлась лишь камера, поэтому всё это — ранчо, бар, питбуля и черепаху — он снял в своём первом фильме. Однако отсутствие бюджета не помешало фильму завоевать приз зрительских симпатий.

Когда все движутся в одном направлении, утверждает Родригес, это больше похоже на толпу, которая пытается пробиться в одну маленькую дверь. Он сам давно мечтал попасть на телевидение, но, учитывая огромную конкуренцию, понимал, что шансов у него немного. Родригес сделал проще: создал собственную телевизионную сеть. Он стал первым, просто пойдя своим путём.

Заключительные комментарии

Книга Тима Ферриса не из тех, которые можно прочесть от корки до корки, ни разу не прервавшись. Главное её достоинство — в практических рекомендациях, подкреплённых эффектными примерами и цитатами успешных людей. В «Инструментах титанов» можно найти массу полезных советов, но в книге немало и довольно посредственных рассуждений (правда, почти все они принадлежат знаменитостям). Выдержки из мини-интервью разных людей далеко не равноценны друг другу, и одни сильно уступают другим.

Достаточно условно и разделение на главы: иногда не вполне понятно, почему интервью, которые больше подходят для «Здоровых» или «Богатых», вдруг оказываются в разделе «Мудрых», и наоборот.

Феррис периодически упоминает определённые марки чая или кофе, названия пищевых добавок, которые принимает, ненавязчиво их рекламируя, что может вызвать определённое раздражение у читателя. Не всем подойдут и предложенные в книге методы оздоровления, однако попробовать их захотят многие, поскольку описаны они с любовью и знанием дела. Вряд ли найдут большое понимание среди читателей и рассуждения о возможностях психоделиков.

В целом книга довольно интересная, полезная и познавательная, вместившая опыт многих достойных и известных людей. Их мысли и советы могут стать хорошим ориентиром, а их судьбы — прекрасным примером для подражания.

©  vc.ru