Способы защиты от навязчивой рекламы в звонках и SMS
Основатель юридического сервиса «Б-152» Максим Лагутин о том, какие контролирующие органы отстаивают права потребителей и как грамотно их задействовать.
В избранное
В избранном
Телефонный спам — эпидемия 21 века. Выгодный кредит, подтяжка лица, лечебные чаи, скидка в салоне штор — вот далеко не полный список навязчивых предложений, которые мы получаем ежедневно. Спамеры настигают нас в роуминге, на переговорах, в ожидании важного звонка — всегда невовремя.
Существует достаточно легальных способов найти телефонный номер и включить его в свою базу. И со временем они только совершенствуются. Один из последних — автоматическая система, которая набирает номер абонента и сразу же сбрасывает звонок. Человек видит пропущенный вызов, перезванивает и слышит рекламное сообщение.
По данным агентства Telecom Daily, с начала 2017 года объемы такого спама выросли на 50%. Причем формально этот вид навязчивой рекламы не противоречит закону, поскольку абонент сам перезванивает и таким образом даёт добровольное согласие на коммуникацию.
Законодательство, ограничивающее деятельность спамеров, традиционно развивается с опозданием. Однако за последнее время появилось немало официальных правил, защищающих абонентов от навязчивой рекламы.
Человек и закон
Есть три базовых документа: федеральный закон №38 «О рекламе», федеральный закон №152 «О персональных данных» и №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно первому из них распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента.
То есть по требованию поставщик рекламы обязан немедленно прекратить звонки и рассылки. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности. №149-ФЗ устанавливает, что сообщения, которые получают абоненты, должны включать в себя достоверные сведения об их обладателе. Далеко не все распространители рекламы соблюдают это условие.
Закон «О персональных данных» тоже довольно категоричен: «обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных».
На стороне потребителя не только закон, но и контролирующие органы: ФАС, Роспотребнадзор, а также Роскомнадзор, который довольно активно работает в этом направлении. Только за первое полугодие 2017 года в ведомство было направлено 15 770 обращений граждан, 14 387 из которых составили жалобы на действия операторов, осуществляющих, по мнению заявителей, незаконную обработку персональных данных. Чаще всего люди жаловались на банки и интернет-сайты.
Штрафуют всех
Система контроля не просто существует, она действительно работает. Компании-заказчики SMS-рассылок и телефонных обзвонов регулярно попадают под административные санкции, и общие суммы штрафов растут. Так, например, ПАО «НОТА-Банк» получил штраф в размере 100 тысяч рублей за неправомерную SMS-рассылку.
Похожее нарушение привело компанию МТС к штрафу в размере 250 тысяч рублей. Особого внимания ФАС удостоился гипермаркет туров «Травелата», поскольку неправомерно включил в свою оферту пункт о согласии абонента на получение рекламных рассылок.
Практика показывает, что контролирующие органы в лице ФАС, Роспотребнадзора и Роскомнадзора активно принимают сторону потребителя. Этим стоит пользоваться, чтобы защитить себя от телефонных спамеров. Но действовать необходимо поэтапно.
Этапы защиты
Первый шаг — понять, какая именно компания звонит и навязчиво рекламирует свои услуги. Необходимо собрать максимум информации и по возможности записать телефонный звонок. Сделать это можно с помощью любого приложения-диктофона.
Второй шаг — написать официальное письмо с требованием на адрес организации и отправить его по электронной или обычной почте (с уведомлением). Если с компанией-спамером заключены договорные отношения (например, это банк, в котором открыт счет, или онлайн-магазин, где есть зарегистрированный аккаунт), то к письму необходимо приложить подтверждающие документы. В частности, скриншот оферты на сайте, с которой вы соглашались и ставили «галочку».
В теле письма важно указать, что на основании статьи 14 федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ вы имеете право на получение информации о том, как происходит обработка ваших персональных данных, и требуете предоставить эти сведения. Как правило, компаниям сложно ответить на такой запрос, в связи с чем они предпочтут прекратить звонки и рассылки. Наша практика этот тезис полностью подтверждает.
Третий шаг — получить обратную связь. Это может быть ответный email вида «Ваша заявка принята и будет рассмотрена» (даже автоматический) или уведомление «Почты России» о доставке письма адресату. В ряде случаев навязчивые звонки прекращаются уже на этом этапе, поскольку компания получила от вас официальный запрос. Если же спамеры продолжают беспокоить, необходимо идти дальше.
Четвертый шаг — обращение в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Писать можно сразу во все инстанции, тем более что на сайте каждой из них для этого предусмотрена отдельная форма. В обращении нужно подробно описать ситуацию, предпринятые действия и полученные или не полученные результаты.
Также необходимо прилагать копии и сканы всех подтверждающих документов. В идеале стоит предоставить аудиозапись звонка. Если спамеры настигли вас в роуминге и разговор привел к дополнительным тратам, это должно быть отражено в детализации счета мобильного оператора.
Пишите письма
В письме ФАС нужно указать следующую формулировку: «Я (ФИО) даю согласие на получение Федеральной антимонопольной службой России информации о детализации счета, телефонных соединениях, SMS-сообщений, иных переданных данных на мой мобильный номер (номер телефона)». Это ускорит работу ведомства и увеличит ваши шансы на успех.
Направляя обращение в Роскомнадзор через форму на сайте, необходимо обязательно указать свои фамилию, имя, отчество, а также адрес для отправки ответа — электронный или почтовый. Ведомство обязано рассмотреть поступившую жалобу в течение 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней, о чем предупредят дополнительно.
Если спамеры по-прежнему беспокоят, стоит написать заявление в полицию. Это правомерно, поскольку навязчивые спам-звонки могут быть потенциально квалифицированы как мошеннические действия. А соответствующий запрос в компанию со стороны правоохранительных органов способен резко охладить пыл распространителей рекламы.
Профилактические меры
Помимо методов противодействия спамерам, есть ещё и меры профилактики, которыми не стоит пренебрегать. Например, по возможности не покупать SIM-карты вне официальных салонов, не публиковать свой основной номер на сайтах объявлений и в соцсетях, не указывать телефон в анкетах программ лояльности, отдавая предпочтение связи по электронной почте.
Конечно, стопроцентно уберечь свой мобильный номер от спама такими мерами не удастся, но вдумчивое отношение к процессу передачи данных поможет снизить поток нежелательных звонков до минимума, а в век рекламы это — уже победа.
© vc.ru