Сотовые операторы снизили часть тарифов в роуминге

Агентство Content Review исследовало цены операторов «большой тройки» в роуминге. За год они снизили стоимость части базовых тарифов, но подняли на опции. Так компании пытаются сохранить рентабельность при падении рубля

Информационно-аналитическое агентство Content Review изучило роуминговые тарифы «ВымпелКома» (бренд «Билайн»), МТС и «МегаФона». Эксперты проанализировали стоимость звонков, СМС и мобильного интернета при поездках россиян в 20 странах мира (подробнее о методике исследования см. врез). Учитывались как базовые тарифы операторов, так и стоимость услуг с включенными дополнительными опциями.

По просьбе РБК Content Review сравнил полученные результаты с данными похожего исследования, которое проводилось весной 2015 года (изменились только три страны: вместо Турции, Египта и Китая теперь анализируются Германия, Испания и Эстония). «Билайн» стал лидером как по снижению цен на базовые тарифы, так и по повышению стоимости дополнительных опций. МТС за год снизил базовые и опциональные тарифы в одних странах, но повысил в других, а «Мегафон» поднял цены только на стоимость опций, сохранив базовые расценки.

В Content Review назвали «Билайн» «самым выгодным» оператором в роуминге. Максимальное снижение цен компания провела для абонентов, которые путешествуют в Индию: звонки и СМС подешевели в этой стране на 46%. При этом в начале апреля 2016 года оператор отменил дополнительные опции в роуминге — теперь все абоненты в поездках за рубеж платят за общение по базовым тарифам, а стоимость 20 минут разговора (200 руб.) взимается при первом звонке. Изменение тарификации привело к тому, что расходы тех, кто раньше использовал опции для поездок, увеличились на 60–185% при звонках и СМС, следует из исследования Content Review.

Представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева настаивает: пакетная модель «хорошо зарекомендовала себя в роуминге». Она не стала говорить, согласны ли в компании с результатами исследования, уточнив, что оно «нуждается в более детальном анализе». Методологию исследования Content Review​ Айбашева комментировать не стала.

МТС по результатам исследования оказался самым дорогим для абонентов в роуминге. За год стоимость опций на звонки и сообщения у МТС подорожали в девяти странах (повышение от 5% до 41%) и подешевели в шести (максимальное снижение — 19% в Индии). При этом МТС единственный из операторов «большой тройки», кто снизил цены на мобильный интернет в роуминге в ряде исследуемых стран (например, в Белоруссии — на 29%, в Армении — на 64%). Кроме того, в некоторых странах МТС «уронил» базовые тарифы по всем типам услуг сильнее конкурентов: например, в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии они снизились на 28–83%, подсчитали в Content Review.

У пользователей МТС де-факто нет базового тарифа на интернет, говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. По его словам, все новые пользователи с 2014 года при выезде за рубеж «по умолчанию используют специальный пакет трафика для поездок».

«МегаФон», как следует из результатов исследования, повысил стоимость опций на звонки и СМС в 17 странах, при этом расходы абонентов по базовым тарифам остались на том же уровне. Максимальный рост стоимости специальных предложений оператора составил 20% — в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. На показатели «МегаФона» в исследовании повлияли новые условия роуминговой тар​ифной опции, которая дает 40 минут входящих звонков в день за абонентскую плату в 59 руб. — раньше компания предлагала 30 минут за 39 руб. Опция делает оператора «привлекательным для тех, кто хочет оставаться доступным для звонков за рубежом», хотя «услуги голосовой связи в роуминге интересует все меньше абонентов», отмечает руководитель Content Review Сергей Половников.

Представитель «МегаФона» Юлия Дорохина опровергает слова автора исследования. В дальнем зарубежье у клиентов оператора объем входящих вызовов за год вырос на 20%, именно поэтому компания увеличила число включенных в опцию минут с 30 до 40.

И Солодовников, и Дорохина не согласны с методологией Content Review. По мнению представителя МТС, она «выбрана таким образом, чтобы показать преимущества одного оператора в ущерб другим, а параметры «пакета», который тратит воображаемый пользователь, до степени смешения напоминают параметры роуминговых условий «Билайна». Методология «взята с потолка и словно призвана оправдать последние неоднозначные изменения роуминговый политики одного из участников рынка», говорит Дорохина. Сам Половников напоминает, что методология исследования с 2015 года не менялась.

Изменения в тарификации обусловлены стремлением операторов сохранить рентабельность услуг в роуминге при падении курса рубля, считает Половников. По его словам, операторы снижают одни тарифы и повышают другие не для того, чтобы привлечь абонентов, а чтобы не потерять доходы. Скачки курса рубля действительно заставили операторов пересматривать тарифы на роуминг, согласен генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков. Повышение цен на опции дает операторам возможность больше зарабатывать, не увеличивая базовые тарифы, говорит он. Хотя, по данным Кускова, доля роуминга в выручке оператора составляет до 1,5%, поэтому изменение цен несильно влияет на общие доходы компаний.

В исследовании Content Review второе место — после «Билайна» — по стоимости услуг в роуминге занял Tele2. Однако год назад этот оператор не учитывался в исследовании, поэтому эксперты не смогли сравнить его тарифы с прошлогодними.

Как проводилось исследование

Эксперты Content Review анализировали расходы абонентов «большой тройки» на роуминг в 20 странах в апреле 2016 года и сравнили их с прошлогодними данными. Это страны СНГ (кроме Туркменистана), Болгария, Германия, Грузия, Индия, Испания, Италия, Македония, Сербия, Франция, Чехия и Эстония.

За основу взяты тарифы московского региона, оценки даны из расчета трат на семидневную поездку, в которой абонент совершает семь входящих звонков домой по две минуты каждый, три исходящих звонка по две минуты каждый, отправляет 19 СМС и ежедневно потребляет 39 Мб мобильного интернета.

Это усредненный профиль потребления услуг в роуминге, он был составлен на основе непубличных данных операторов год назад, говорит руководитель Content Review и автор исследования Сергей Половников. С тех пор профиль потребления не менялся, чтобы можно было проводить сравнение.

 

©  РБК