Соблазнение чтением
Начнем с того, что между «чтением книг» на бумажном или электронном носителе нет технической разницы. В этом сразу намечается противоречие, потому что термин «техническая разница» указывает на то, что разница как раз есть и она заключена в том, что электронные книги — это технический инструмент. С другой стороны, изначальной, разницы действительно нет, потому что она «технологическая» и относится исключительно к носителю, а не к тому ключевому слову, который выпал из внимания — «чтение книг».
Человек читает с носителя. Существует разнообразное количество вариантов носителей:
Бумага разных размеров, формы, плотности, в виде брошюры, книги, отдельного листа или рулона и так далее. Какие бы варианты не использовались для перечисления, они все находятся в рамках одного носителя — бумажного. Электронная книга состоит из суммы определений: носитель, контент и Интернет. Каждая часть определения может существовать в разных вариантах. Носителем может использоваться любое устройство, которое либо пригодно для чтения, либо адаптировано. Например, настольный компьютер может быть электронным носителем, а не только мобильное или специализированное устройство. Контент может быть различным, не только книжным или художественным. Интернет используется как современная и массовая форма передачи данных. Ранее существовали другие виды передачи данных, от BBS до FIDO и простой перенос данных на дискете, позже CD и flash USB и даже карты памяти. Но Интернет быстрее, оперативнее, сейчас доступен (почти) повсеместно. Одним словом — прижился и укоренился. Осознав всё это, напрашивается единственный вопрос — если разницы в «технике чтения» нет, то почему людей надо соблазнять чтением? Почему «нельзя» читать интересные книги на привычном носителе, то есть — бумажном, почему людей нужно соблазнять читать с помощью носителя? Почему для этой роли хорошо подходят электронные устройства?
Всё ответы кажутся лежащими на поверхности. Электронное чтение — современная форма. В каком-то смысле её можно считать даже доступной, если речь идет о регулярном чтении, ибо стоимость недорого устройства довольно быстро окупается. Но в этом ли дело?
Что по своей сути делают смартфоны, социальные сети и прочая коммуникация? Технически — позволяют «общаться», социализироваться или даже отстраняться в обществе, огородив себя забором технологических инструментов. Общение есть, но человек может быть кем угодно и где угодно! Можно играть любую роль, которая на расстоянии покажется собеседнику реальной, чего невозможно добиться при обычном, живом общении, когда люди видят и чувствуют друг друга. Или наоборот, не быть тем, кем есть на самом деле. Или, как еще один вариант, быть тем, кем хочется себя показать, потому что по какой-то причине это невозможно проявить в реальной жизни, что-то или кто-то подавляет необходимые качества характера. Еще стоит учитывать размеры окружения. Ко всем можно зайти в гости, не выходя из дома.
То есть, здесь мы прослеживаем причины, почему общение на расстоянии может соблазнять и притягивать людей друг к другу.
Чтобы соблазнять чтением, нужно, прежде всего, понять, чем можно соблазнить и увлечь человека, чтобы чтение стало привычной и даже увлекательной формой качественной жизни.
Можно перечислять по пальцам, на что влияет чтение книг. На самом деле это небольшой список, но он фундаментальный. Тема подробно рассматривалась в статьях «Что развивают книги» и «Люди больше не читают книг».
Например, сейчас важно понять, как привлечь к образованию и оно не возможно без книг, если с одной стороны подростку сложно «объяснить последствия», а взрослого сложно разубедить в том, что «образование не влияет на карьеру», или в том, что чтение влияет на «достаток в жизни». Гораздо проще и быстрее соблазнить «вредными привычками», которые «решают все проблемы», что «это легкий и радостный образ жизни», даже в каком-то смысле навязывается «образ успешного человека». Это быстро, это просто и за это соблазнение никому не нужно платить, кроме наивного человека, уверовавшего в рекламу образа и стиля жизни, которые, как бы, достигаются после употребления, например, алкоголя.
Можно спорить о том, сколько стоят книги или электронные устройства для чтения, но кто каждый день спорит о том, что на алкоголь можно потратить всё состояние, а не только здоровье и потерять работу?
В основе технологии «соблазнения чтению» лежит социальное благополучие. Термин условный, ибо слишком растяжимый и замешен на параллельном термине «вещизм» (материальное удовлетворение), а не на психологии удовлетворения от жизни. Наивно думать о том, что количество вещей в доме указывает на социальное благополучие, а вот возможность купить вещи указывает на материальное благополучие и удовлетворение от того, что это возможно сделать.
То есть, социальное и материальное благополучие идут параллельно, одно влияет на другое, но это не одно и то же.
Недостаток «материального благополучия» может подтолкнуть на различные преступления, а отсутствие «социального благополучия» приводит к нервозности, к отстраненности от общественной жизни и человеческих ценностей. Если это активно смешивается, то человек захочет не просто воровать, но при этом он не ценит человеческую жизнь, даже ради дешевых вещей и продуктов питания.
Сделать всех богатыми идея утопична изначально, но технически возможна. Богатств в мире достаточно на всех, но тогда никто не будет создавать новых товаров, потратить деньги будет попросту негде и не на что. Произойдет опустошение, которое приведет к военной форме перераспределения ценностей и вновь появится рабский труд.
Сделать всех счастливыми — задача более простая, как ни странно, хотя бы на базовом уровне. Социальная защищенность — одна из форм благополучия, которая постепенно развивается. Например, сейчас уже не так важно, кто родился в семье, мальчик или девочка, потому что исторически не так давно появились новые формы социального благополучия, такие как «пенсия по старости» или «по инвалидности». Раньше, ребенок мужского пола был условной гарантией длительной (обеспеченной) жизни, ибо государство не обеспечивало материальных гарантий нетрудоспособному населению. Из этого создавались привилегии, например, за преданность королю. Раньше, человек с физическими недостатками от рождения или вследствие травмы не мог существовать самостоятельно. Жизнь была обесцененной. Сейчас продолжительность жизни таких людей указывает на социальное благополучие страны. Они как лакмусовая бумажка, что у государства есть деньги и возможности.
Чтобы «соблазнить чтением» не достаточно обеспечить людей работой и условиями для ведения бизнеса, чтобы люди могли стать богатыми и через это чувство не стоит ожидать, что граждане начнут активно читать. Они скорее будут покупать дорогие вещи, чтобы почувствовать себя комфортно. Правило простое — есть деньги, человек хочет что-то купить. Точно так же, как отсутствие денег приводит к желанию чем-то владеть и чего-то добиваться.
Обратите внимание, что в советское время далеко не всем были доступны книги для покупки, не говоря уже об их дефиците, что придавало особый статус в обществе тем, кто их имел дома в большом количестве. Но чем была домашняя библиотека? Статусом благополучия или социальной удовлетворенностью? Ответ зависит от стороннего наблюдателя. Через него определяется ценность собственности. Трудно судить о социальном статусе, если в доме два стула и вся квартира забита книгами. Человек оценивает книги дороже собственного комфорта. Или наоборот, роскошная квартира и никаких книг. Можно судить о богатстве, но гости не говорят о литературе, потому что красивые обои интересуют больше, хотя бы потому, что иной ценности в доме нет.
Богатство или социальный статус не означают одного — что человек читает. Только если книга это часть доказательства. Даже в пустой, или в богатой квартире можно найти общий язык с хозяином через книги, через познания, через образование, литературу и прочее. В квартире, где нет живого места от книг, владелец может быть и просто коллекционером, а не читателем.
То есть, вариантов больше, чем прямолинейные выводы.
Довольно часто в России и других странах проводятся акции, которые призваны привлечь внимание к чтению. На это выделяются бюджеты и прочее, но, по сути, в них заинтересованы исключительно издательства, для которых «книги — есть бизнес» и смысл существования. Ничего плохого в этом нет, кроме долгосрочной перспективы. Все хотят быстрой прибыли.
Представьте себе, что одежда достаточно сильно износилась. Если вместо покупки новой используются заплатки, то примерно на это похожи проводимые акции по привлечению внимания к чтению.
Чтобы «соблазнить чтением» нужно создавать социальный статус нового поколения. Одним из вариантов может служить современная библиотека, а не обветшалое помещение с примитивным набором книг.
Люди любят общение, не меньше, чем уединение. То есть, помещение новой библиотеки может быть социальным центром, где есть место для компаний и отдельные кабинки для отдыха и работы. Человек с ноутбуком должен иметь возможность посидеть в зале, почитать книги, сделать записи и выпить кофе, а также принести его с собой, как и компьютер. Важнее статус, вовлеченность, они тоже могут стоить денег, хотя и не больших. Легко представить вариант, когда человек арендует комнату в библиотеке за 3000 рублей в месяц в определенные часы, чтобы вечерами побыть в тишине. Но ведь этого мало! Нужно иметь свободное время. Отсюда возникают новые проблемы в том, что размер рабочего дня лишь декларирован на бумаге, а на практике это может быть не 8 часов, а 12, или даже 16, тогда никакая библиотека не будет интересовать никогда! В этом случае можно весь город заклеить государственными плакатами с привлечением к чтению и это не сработает.
Социальный статус от чтения книг не обязательно возможен при создании специальных библиотек. Существуют же магазины. Дискомфорт только в том, что стоимость аренды и количество прибыли заставляет забивать помещение под завязку. В этих условиях сложно встретиться с писателем, посидеть на лекции, полистать книги в кресле или получить консультацию.
Рекомендательные сети — это хороший образец современной формы привлечения к чтению. Но что-то не работает, потому что идет упор на количество, а хочется за ним не забывать о качестве и даже уникальности одной прочитанной книги. Не хватает живой формы. Можно обсудить книгу, но можно и не прочитать огромную ветку обсуждений. Очень часто не интересно, что думают интернет-тролли. Нужен друг, нужна звезда, необходимо маленькое шоу вокруг человека. Важно вовлекать в чтение, чтобы в смартфоне выскочило сообщение «Иванов прочитал книгу и готов обсудить», или «может посоветовать, что прочитать на эту тему», или «Иванову нравится, что Вы прочитали». И так далее.
То есть, необходимо условие, при котором чтение становится формой общения, социализацией интересов. Только тогда, читатель будет замечать на улице плакаты о том, что «чтение приносит пользу». Это как с автомобилистами, с собачниками, с коллекционерами — они начинают замечать интересные детали, когда вовлечены во что-то.
Чувство называется — «ценность». Это то, что книги утратили.
Послесловие Возможно, складывается впечатление, что мои статьи о чем-то говорят напрасно. Мне часто приходится слышать «скажи, что делать» и «не говори, что всё плохо».
Во-первых, не считаю, что «всё плохо». Какая-то часть людей читает. Во-вторых, «что делать» и так понятно, но есть убеждение, что «кто-то всё время хочет денег», или «кто-то другой должен сделать другим хорошо».
Не призываю всех создавать устройства или писать книги. Уважения достаточно. Немножко подумать и сказать: «Вы действительно сделали хорошую работу, можно лучше, но кто это сделает, если не Вы? Поэтому можем помочь своим мнением. Я думаю, что не читаю книг (указать причину)».
То есть, всегда важно Ваше личное мнение. Это Ваш социальный статус — личность, а не толпа с плакатами «долой»! Это не значит, что Вы так думаете. Нормальное состояние личности. Если кому-то не нравится устройство «N» или книга «Y», так это ему, конкретному человеку не нравится и не нужно воспринимать его слова всерьез о том, что «это никому не нравится»!
Похожие публикации: Эволюция ридераСистема сбыта спичекОбзор Kindle Voyage: в ожидании комфортаОлег Колесников: Нарушение авторских прав есть, а нарушителя нетВысокотехнологические тренды
© ebook