Со спиртолюбивыми грибками оказалось бесполезно бороться с помощью спирта

0544caf208584065f0ddca2131b50b3d_ce_699x

Амброзиевые жуки, несмотря на название, питаются вовсе не амброзией, а питательными продуктами, которые поставляют им их симбионты — амброзиевые грибки. Природа отношений между грибками и жуками еще не вполне ясна, но известно, что жуки прогрызают в стволах деревьев ходы, вносят в них споры грибков, а затем питаются спорами, частью мицелия и жидкими продуктами грибного метаболизма. Прибегать к услугам грибов жукам приходится потому, что есть древесину они не могут — не хватает специальных ферментов, способных расщеплять целлюлозу.

В человеческом теле найден новый орган

Как выглядит Земля на расстоянии 63,6 млн километров

Жуки (и вместе с ними грибы) предпочитают старые, трухлявые или мертвые деревья. Ученые из Австралии, Германии и США предположили, что в таких деревьях больше продуктов брожения, в том числе этанола, и это привлекает насекомых или полезно для грибов. Чтобы проверить это предположение, ученые собрали образцы грибка Ambrosiella grosmanniae в лесах штата Огайо и вырастили их в лаборатории в присутствии этилового спирта в разных концентрациях. Оказалось, что грибки лучше всего себя чувствуют, когда концентрация спирта составляет 1−2%; в «безалкогольных» условиях они гибнут, и когда концентрация спирта выше — тоже. Кроме того, 1−2% этилового спирта замедляет деление бактерий, которые конкурируют с грибами за питательные вещества.

Грибок A. grosmanniae, с которым экспериментировали ученые, родом из Азии; попав в Северную Америку, он из безобидного участника экосистемы превратился во вредителя сельскохозяйственных деревьев. Результаты эксперимента показывают, что бороться с некоторыми грибков с помощью слабого спиртового раствора бесполезно.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.