«Со многими моими друзьями обращаются так, словно они грязь»

Сотрудники Airbnb пожаловались на агрессивный стиль управления своих начальников и «ядовитое» рабочее окружение.

По словам нынешних и бывших сотрудников Airbnb, корпоративная культура в компании за последний год стала «ядовитой». В 2016 году сайт Glassdoor, где сотрудники могут оставлять анонимные отзывы о своих работодателях, присвоил Airbnb первое место в рейтинге «Лучшее место для работы». В 2017 году сервис для кратковременной аренды жилья опустился на 35 место.

Один из сотрудников продовольственного отдела, работающий в Airbnb более двух лет, пожаловался на рабочее окружение редактору блога Brokeassstuart Алексу Маку. Когда Мак обратился к другим сотрудникам сервиса, чтобы подтвердить или опровергнуть его слова, они сообщили больше подробностей.

33fc3534d25257.jpg
Офис Airbnb в Сан-Франциско

«Прежняя культура в компании строилась по принципу «относитесь друг к другу как к своим гостям». Сейчас все изменилось: культура стала более «ядовитой» и менеджеры позволяют себе запугивать сотрудников. По этой причине несколько моих знакомых уволились, а еще пара человек подумывает об уходе», — рассказал нынешний сотрудник Airbnb, пожелавший сохранить анонимность.

​По его словам, начальник управления кадров неоднократно получал жалобы на руководителей. Их обвиняли в использовании «тактики запугивания» и пассивно-агрессивном стиле управления. Однако спустя некоторое время сотрудники перестали обращаться в управление кадров: «Они боялись, потому что руководители были очень жестоки. Молчали, даже когда нас заставляли работать сверхурочно».

В письме, которое передал Brokeassstuart еще один сотрудник Airbnb, он жалуется на враждебное рабочее окружение и подозревает менеджеров в том, что они специально вынуждают уволиться подчиненных, работающих на полную ставку.

Это компания, где насаждается чувство общности и сопричастности. Это все, чем занимается новое руководство, хотя до сих пор сотрудники стараются вести себя иначе.

У нас есть опасение, что руководители среднего уровня не намерены помогать штатным сотрудникам преуспеть. Напротив, они делают все возможное, чтобы выставить отдельных людей в плохом свете, из-за чего те раздражаются еще больше.

Это бизнес-потребность — избавиться от штатных сотрудников и нанять внештатников.

— из письма сотрудника Airbnb

Его поддерживают несколько человек из продовольственного отдела. По их мнению, стратегия компании — вынудить штатных сотрудников уволиться по собственному желанию и нанять на их место внештатников, которым можно платить меньше.

Еще один сотрудник Airbnb поделился впечатлениями от своего отдела: «Я видел, как со многими моими друзьями обращаются так, словно они грязь. Ими манипулируют, их эксплуатируют, заставляя делать тяжелую работу, и полностью игнорируют их вклад в общее дело команды».

Авторы блога изучили анонимные отзывы штатных сотрудников Airbnb, которые те опубликовали на сайте Glassdoor: «Конечно, к ним следует относиться с небольшой долей скепсиса, однако мы заметили устойчивую тенденцию: те, кто работает продолжительное время, высказываются против нового руководства в нескольких отделах».

​Авторы некоторых отзывов отмечают, что новое руководство «некомпетентно» и «равнодушно», а корпоративная структура исключает возможность для продвижения наверх. «Это неудивительно, поскольку бизнес-модель сервиса полагается на более дешевых временных исполнителей, чтобы сокращать расходы и ответственность», — пишет редактор блога Brokeassstuart Алекс Мак.

По словам Мака, на Glassdor опубликовано много положительных отзывов сотрудников об Airbnb, однако в мае 2017 года количество отрицательных публикаций о руководителях, внутренней культуры и «проблемах роста» компании возросло.

3cc7599fc23e7e.jpg
cd04499084838c.jpg

​«Внутри все не так, как выглядит снаружи»

Airbnb — это космический корабль. Внутренняя культура отличная, поощряет дружелюбность. Там работают одни из умнейших людей в Кремниевой долине.

Недостатки

— С дата-инженерами обращаются, словно с людьми второго сорта.

— Благодаря блогам у вас может создаться ощущение, что в компании передовая инженерия или анализ данных. Но это не так, не считая пары проектов с открытым исходным кодом. По сравнению с конкурентами, у компании есть проблемы с привлечением ведущих специалистов в области анализа и обработки данных.

— Напыщенное отношение, словно Airbnb — это «лучшее место для работы и если вам что-то не нравится, то почему вы не устроитесь куда-то еще». Не знаю, когда мы успели потерять нашу былую скромность.

— Бюрократизм. Скорость развития и изменений невероятно медленная, люди бояться рисковать.

Совет руководителям

Вернитесь к истокам того, что делало нас крутыми. Перестаньте фокусироваться на количестве ночей, сфокусируйтесь на инновациях и на том, чтобы действительно переосмыслить путешествия. Обращайтесь с сотрудниками так, словно это вам повезло с ними работать, а не наоборот.

3276372fcef1f1.jpg
381e71a8a71cf3.jpg

«Заблуждение, каких вы не видели прежде»

Культура, еда и люди хорошие. У руководителя хорошее видение будущего и он не раз удивлял меня дальновидностью. Продукт — отличный, он меняет прежний мир путешествий.

Недостатки

Я работал в отделе проектирования и разработки. Компании нравится говорить, что она не ставит главной целью извлечение прибыли, но на самом деле там все ради денег.

В 2016 году компания неудачно запустила сервис Trips, из-за этого боевой дух сотрудников упал. Никто из руководителей не попытался вмешаться. Вместо этого отношение было такое — «вам повезло, что вы получили место в этом космическом корабле».

У людей словно «промыты мозги» — когда ты начинаешь высказывать опасения вслух, они говорят тебе, что ты заблуждаешься, с ними сложно поговорить откровенно о том, что происходит.

С людьми обращаются так, словно они — скот. Руководители неопытные, для многих это первая руководящая должность, и они не знают, как мотивировать или обращаться с людьми. Если у них не хватает опыта, они меняют команду, где более сильные сотрудники, и только ждут возможность обналичить свою долю в компании.

Не так просто заниматься тем, что правильно для компании, потому что тебе приходится постоянно защищать вклад своей команды в игре с нулевой суммой против других команд. Это приводит к ожесточенной внутренней конкуренции, и люди часто присваивают себе заслуги за чужую работу.

Airbnb появился в 2008 году. В 2015 году сервис привлек $1,5 миллиарда при оценке в $25,5 млрд, в апреле 2017 — еще миллиард при оценке в $31 млрд. По данным Bloomberg, первую прибыль сервис принес только по итогам второй половины 2016 года.

В основе деятельности Airbnb лежит модель «экономики совместного потребления». «Эта модель позволяет компаниям перекладывать издержки на своих собственных сотрудников. Точно также, как Uber или Taskrabbit избегают платить налоги или давать сотрудникам гарантии, опираясь на труд внештатников», — пишет редактор Brokeassstuart.

Это дает таким компаниям преимущество перед традиционными конкурентами. Из-за действий Airbnb профсоюзы и власти городов пытаются сдержать распространение сервиса. В Амстердаме законодатели рассматривают законопроект, который обяжет встать на учет собственников жилья, сдающих комнаты с помощью интернет-сервисов, и ограничит срок сдачи до 60 дней в году.

В Барселоне местные власти приняли решение оштрафовать Airbnb и Homeaway на €600 за незаконное предоставление жилья. Кроме того, из-за наплыва туристов мэр города Ада Колау ввела мораторий на строительство новых гостиниц в центре города и пообещала увеличить налоги на краткосрочную аренду недвижимости.

В 2015 году власти Сан-Франциско, где находится штаб-квартира Airbnb, представили законопроект под названием Proposition F. Он обязывал людей, сдающих жилье с помощью Airbnb, вести гостиничные книги и платить налоги наравне с отелями. Всего в Сан-Франциско было зарегистрировано более 8 тысяч Airbnb-арендодателей, причем только 700 человек оформили документы на сдачу жилья надлежащим образом.

Сервис потратил более $8 миллионов на кампанию против законопроекта и склонил общественное мнение в свою пользу: избиратели проголосовали против законопроекта.

9bba2310776ab5.jpg
Плакат противников законопроекта Proposition F

В 2017 году под давлением властей Сан-Франциско сервис был вынужден уступить и согласиться на обязательную регистрацию собственников жилья, сдающих квартиры в аренду туристам. «Это очень важный шаг для города, где стоимость жилья значительно выросла, поскольку все больше и больше предпринимателей выкупают квартиры и с помощью Airbnb используют их в качестве незаконных отелей», — считает редактор Brokeassstuart.

©  vc.ru