Снайперская винтовка Чукавина
Обсудить 0
С конструированный Михаилом Калашниковым в 1947 году легендарный автомат за 70 лет не раз пытались заменить. Наиболее известной попыткой был проведенный Министерством обороны СССР в 1978 году конкурс на разработку автомата, обладающего кардинально лучшими показателями по точности и кучности стрельбы. В конкурсе приняли участие именитые и пока неизвестные конструкторы: кто бы не хотел побить легендарного Калашникова? Конкурс сопровождался скандалами и продолжался почти десять лет, но в итоге никому не удалось убедительно превзойти старичка — предпочтение было отдано АК-74.
Гораздо менее известен конкурс МО СССР по теме «Модерн» 1973 года на разработку малогабаритного 5,45-миллиметрового автомата, предназначенного для вооружения расчетов артиллерийских орудий и экипажей бронетехники. В нем также отметились практически все знаменитые отечественные оружейники. В финал вышли две модели: всем известный АКС-74У и малогабаритный автомат (МА) Драгунова. Победителем стала легендарная «Ксюша», унифицированная со стоящими на вооружении автоматами Калашникова, а МА был выпущен ограниченной серией и, казалось, забыт. Хотя нет-нет да и говорил кто-нибудь из оружейников, что своей последней разработкой Евгений Драгунов просто опередил время.
Невеста на выданье
На выставке «Армия-2017» основное внимание посетителей стрелковой экспозиции было приковано к новой полуавтоматической снайперской винтовке Чукавина — СВЧ, призванной прийти на смену другой легенде — снайперской винтовке Драгунова. Как рассказал нам главный конструктор концерна «Калашников» Сергей Уржумцев, СВЧ стала итоговой разработкой проекта «Ратник»: концерн принимал участие в конкурсе на создание новой снайперской полуавтоматической винтовки. В качестве базы была выбрана винтовка Драгунова, которая подверглась модернизации для соответствия условиям тактико-технического задания заказчика. Однако конструкторам стало понятно, что в перспективе она перестанет удовлетворять современным требованиям ведения боя. Это касается в первую очередь использования более тяжелых перспективных оптических прицельных комплексов, уменьшения показателей рассеивания выстрелов и улучшения эргономических параметров оружия. Дело в том, что в семействе АК и СВД прицелы традиционно крепятся на боковую планку, что привязывает стрелка к одному и тому же прицелу, а кроме того, не дает 100%-ной возвращаемости прицельной линии. Опять же при нагреве коробки возможна поводка кронштейна.
Два года назад концерн «Калашников» провел анализ существующих в мире и в нашей стране технических решений и приступил к разработке новой винтовки. Сразу решили не ограничиваться классическими патронами 7,62, а предусмотреть возможность перехода на крупные калибры, например 9,3×64 или аналог 338 LM. Схема должна была быть универсальной и работать как с малоимпульсными патронами, чтобы стать основой для автомата будущего, так и с винтовочными патронами классических и крупных калибров. И если для малоимпульсных и классических винтовочных патронов годится любая классическая схема, то при переходе на крупные калибры нужно применять какие-то новые решения. Были созданы три рабочие группы, которые занялись отладкой решений. Первая — по автомату, вторая — по винтовке на основе классической ударной схемы компоновки автоматики, а третья — по винтовке на основе альтернативной схемы. Основой для новой компоновки была выбрана лафетная схема, реализованная ранее ижевским оружейником Геннадием Никоновым в автомате АН-94. В этой схеме стреляющий агрегат, объединяющий в себе ствол и элементы ствольной коробки, движется относительно неподвижного лафета. По мнению разработчиков, применение данной схемы в винтовке позволило бы уменьшить отдачу при стрельбе патронами крупных калибров. Итогом работы первой группы стали образцы малогабаритных автоматов АМ и АМБ, которые наряду с винтовкой СВЧ были продемонстрированы концерном «Калашников» на форуме «Армия-2017», вторая группа вы-шла с опытными образцами винтовок СВЧ под три калибра, работы третьей группы были остановлены. «Обойти законы физики не удалось, — говорит Уржумцев, — мы получили неоправданное увеличение веса и практически двукратное превышение параметров рассеивания выстрелов по сравнению с классической схемой».
Гардинная схема
Идея компоновки автоматов АМ, АМБ и винтовок СВЧ была позаимствована от того самого малогабаритного автомата Драгунова, который Евгений Федорович разработал в конструкторском бюро «Ижмаша» для участия в конкурсе «Модерн». Он был построен по гардинной схеме, когда на прочную верхнюю шину, принимающую всю нагрузку, монтируются все основные элементы конструкции. Все остальное можно разгрузить и сделать из легких сплавов или пластиков.
В роли гардины выступает длинная полоса толщиной около 10 мм, в которой изнутри выполнены направляющие. По ней перемещается затвор с затворной рамой. Верхние направляющие — одно из главных отличий новой винтовки от традиционных систем АК и СВД, где затворная рама двигается по нижним. На шине жестко закреплен вкладыш, через который крепится ствол, то есть шина со стволом выступает в единой жесткой сборке. При этом нижняя часть, которая содержит только основание с приемником магазина и корпусом УСМ с предохранителем, может быть очень легкой. В прототипах она алюминиевая, но может быть выполнена и из композитных материалов.
Уржумцев рассказывает о новом тренде в конструировании стрелкового оружия: помимо унификации, модульности и мультикалиберности, требуется такая архитектура, которая позволяла бы быстро переводить оружие из классической компоновки в компоновку булл-пап. «Наша конструкция позволяет это делать с минимальными изменениями, — говорит главный конструктор концерна «Калашников». — Мы меняем нижнюю составляющую, ставим элемент, где спусковой механизм вынесен вперед, стреляющий агрегат при этом не изменяется».
На тяжелом стволе, выполненном методом ротационной ковки, отсутствует ствольная арматура, кроме газовой камеры, которая закрепляется там в любом автоматическом оружии. В СВЧ применена система автоматики с коротким ходом поршня, принцип заимствован из надежной отработанной системы СВД.
В деле
Поделиться ощущениями от стрельбы мы попросили многократного чемпиона страны и мира по практической стрельбе Всеволода Ильина. Без слов понятно, что винтовка ему нравится. Он начинает с эргономики, с нюансов, видимых практическому стрелку. Нижняя часть СВЧ сделана с эргономичной шахтой для приемки магазина: это позволяет легко присоединять его на ощупь. Благодаря развитой защелке-манипулятору магазин можно отстегивать как классическим образом, так и указательным пальцем. Рукоятка перезаряжания, расположенная слева, позволяет удобно манипулировать оружием в положении лежа. При включении предохранителя специальная шторка закрывает паз для движения рукоятки перезаряжания, чтобы в походном положении грязь и пыль не попадали в ствольную коробку. Приклад находится на линии ствола. Отдача линейная. Узел автоматики имеет очень мягкую отдачу: возникает ощущение, что стреляешь из меньшего калибра. Это позволяет вести огонь в высоком темпе, винтовка остается на линии прицеливания. Несколько поменялась вся концепция: это не просто снайперская винтовка поддержки, она может применяться для более широкого спектра задач. Это оружие меткого стрелка, который может совершить и дальний точный выстрел, и принять участие в ближнем бою, присоединив магазин повышенной емкости на 20 патронов. Оптимальным весом для полуавтоматической винтовки считается 4−4,4 кг, а СВЧ укладывается в 4,2, и есть резервы для снижения веса.
Занимаем очередь
Сейчас существует три версии винтовки СВЧ: под патроны 7,62×51, 7,62×54, 338 LM. В настоящее время с Министерством обороны идет согласование тактико-технических заданий для проведения опытно-конструкторских работ, которые рассчитаны на два-три года. Ну, а для гражданских и вовсе праздник: как сказал Сергей Уржумцев, винтовки созданы, разработаны полные комплекты конструкторской документации, и уже в следующем году концерн «Калашников» приступит к подготовке производства и выпуску винтовок в трех калибрах, которые пойдут на гражданский рынок.