Сммщикам: чему учиться, чтобы найти работу

Объясняют редактор и маркетолог its.agency

Месяц назад мы открыли вакансию сммщика. Каждый день на почту приходят 1–2 резюме, но провести хотя бы одно собеседование пока не удалось. У большинства кандидатов нет даже половины необходимых навыков.

Возможно, дело в завышенных ожиданиях, но мы верим, что нет, не в них. Просто рынок смм-специалистов перенасыщен неквалифицированными товарищами, которые жалуются на завышенные требования работодателей. А потом нормальные ребята читают их комментарии под вакансиями и думают, что можно устроиться в модное агентство, даже не умея включать Фотошоп.

В этой статье редактор и маркетолог рассказывают, каких навыков не хватает кандидатам, и чему научиться новичкам, чтобы их взяли в любое агентство.

Редактор

Для меня главное качество сммщика — умение делать готовый продукт. Я подключаюсь на этапе стратегии и при согласовании сложных штук, а в остальном сммщик должен быть самостоятельным: общаться с клиентом, писать текст, лепить картинки и приносить на проверку уже готовый пост, а не сырой черновик, который мне же и доделывать.

Филипп Бразговский
Редактор its.agency

1. Чистить текст

Если ко мне на проверку попадает текст без абзацев, и в нем еще слиплись 2–3 предложения, это недоработка специалиста. Настолько сырому тексту нужна не редактура, а минимальная гигиена.

Сммщик должен уметь сам вычищать текст от мусора, штампов, нечитаемых конструкций. Во-первых, это забота о читателе. Твои посты будут читать с маленького экрана в очереди, и если на второй строке читатель не найдет что-то полезное, то скорее всего уйдет. Клиент потеряет охват.

Во-вторых, это забота о коллегах. Редактор поможет тебе сделать текст лучше: найти неточность в аргументации, сделать логичную структуру, вытянуть смысл. Но ему будет некогда этим заниматься, если он будет ковыряться в буковках.

Что почитать

«Пиши-сокращай». Если лень читать всю книгу, начните с текстовой гигиены в блоге Ильяхова. Продолжите его же циклом о том, как писать в Т—Ж. Особое внимание обратите на главы «Мясо» и «Слова и индивидуальный стиль».

Если вы сами против инфостиля, прочитать все равно придется. Каждый второй маркетолог и каждый редактор будут тыкать вас в эту книжку. Как минимум вы должны говорить с коллегами на одном языке.

2. Фотошопить по мелочи

Если сммщик не владеет Фотошопом хотя бы на базовом уровне, его ценность как специалиста сильно снижается. Например, для поста надо сделать простой коллаж. Сммщик потыкался, так-сяк, не получается. Зовет дизайнера. Дизайнер отвлекается, бросает макет интернет-магазина, идет делать сам или водить руками сммщика. Для агентства стоимость такой публикации выросла в два раза.

На некоторых проектах дизайнер делает шаблоны для постов, где нужно только менять текст или фоновую картинку, но даже для этого нужно уметь работать со слоями и объектами. А если текст не помещается или хочется накидать эмодзи? А если хочется креатива? Что, опять звать дизайнера?

Что изучить

Открыть Ютуб и пройти любой курс по Фотошопу. Этот, например. Берите любую версию программы, основные функции в них одинаковые. Я, когда учил, потратил в сумме часов 20 на просмотр и практику. Если вы поступите так же и освоите базовые навыки работы со слоями, масками и текстом, станете более самостоятельным и востребованным. Не увлекайтесь ретушью, гораздо чаще приходится делать коллажи.

Такие картинки я делал сам для клиентского проекта. Ничего сложного, но сложнее и не нужно. Когда сложнее, есть дизайнер.

+ Бонус. Если разберетесь с Фотошопом, сможете по мелочи работать с Иллюстратором и Афтерэффектсом. Допустим, дизайнер сделал вам видео, а потом пришли правки: заменить текст и иконку. И вы хоба! — сами все поменяли.

++ Совет. Если вы умеете делать гифки и редактировать видео, это увеличит ваши шансы на реально крутую работу. Ведь все хотят крутой мультимединый контент у себя в аккаунте.

3. Спрашивать у клиента

Такая ситуация. Клиент участвовал в выставке и сммщик написал пост.

Редактор: Что-то скучно про доклады эти. Надо повернуть так, будто компания делает это ради клиентов, а не пиара. Зачем они вообще на выставки ходят?
Сммщик: Не знаю, они просто прислали новость, просили опубликовать.

Ну и как тут помочь? За редактурой хорошего поста всегда остается информация, которой хватит еще на десять таких же постов.

У Роя Питера Кларка в »50 приемах письма» есть такой совет: узнайте, как звали собаку. Суть в том, что ты не знаешь, какая информация тебе пригодится, пока не начнешь писать. Поэтому спрашивать надо все заранее и по максимуму.

Что изучить

При разговоре с клиентом повторяйте про себя: я не знаю, о чем будет пост. Если понятия не имеешь, о чем писать, сразу начнешь копать глубже и задавать неожиданные вопросы. И »50 приемов» тоже прочитайте.

Маркетолог

Идеальный для меня кандидат мыслит бизнес-целями и метриками, а не красивыми постами и лайками. Еще он досконально знает все инструменты рекламы в соцсетях. Потому что стратегию-то я предложу, а подобрать идеальный для нее инструмент — задача сммщика.

Марианна Лушникова
Руководитель отдела рекламы its.agency

4. Изучить Фейсбук

Бизнес-менеджер и рекламный кабинет Фейсбука — большая боль для многих специалистов. Мало кто умеет ими пользоваться на хорошем уровне. Но знать Фейсбук надо, потому что сейчас в нем масса интересных рекламных инструментов.

Если на собеседовании вы скажете, что Фейсбук — это кайф, то сразу подниметесь в глазах работодателя. Но обычно на собеседованиях я слышу совсем другое: ну да, умею вроде, но что-то там все так сложно.

Что изучить

Следите за блогом Евы Кац. У Евы много про настройки Фейсбука и она подробно описывает рекламные инструменты.

5. Изучить Метрику

Если вы позиционируете себя как специалиста, который решает задачи, а не добывает лайки, нужно уметь анализировать свою работу.

Допустим, по одному объявлению из ВК на сайт перешли 10 человек, по второму 100. Кажется, что вторая кампания успешнее. Плохой сммщик сразу отключит первое объявление, но можно ли делать такие выводы на основе статистики рекламного кабинета? Если заглянуть в Метрику, вполне может быть, что из 10 перешедших по первому объявлению 9 купили товар, а из 100 только 3.

Понятно, что сммщик не должен виртуозно владеть Метрикой, но он должен понимать, как она работает. Хотя бы, чтобы анализировать трафик из соцсетей и попросить аналитика настроить нужные цели.

Что изучить

Основы работы с Яндекс Метрикой. Скучное, но понятное руководство для новичков.

Видео: Как настроить цели в Яндекс Метрике. Доступно рассказано, какие бывают цели на сайте и чем они полезны. Саму настройку можно не запоминать.

6. Делать кейсы

Кейс — это наглядный отчет о проделанной работе. Если человек умеет красиво и понятно преподнести свою работу, значит понимает ее ценность и свои задачи на проекте. Кейсы одинаково важны для работодателя и клиента.

Иногда на просьбу показать кейсы мне присылали скрин из рекламного кабинета. Ни описания, ни подсказок, чем хорош этот результат. И это тревожный знак. Похоже, что специалист просто не умеет анализировать свою работу и делать выводы.

Здесь важно понять, что кейс — это не только про конверсию без бюджета. Внятный рассказ о том, как и почему вы вели сообщество — тоже кейс. Вот для примера наш рассказ о ведении сообщества ветеринарной клиники.

Что изучить

Посмотрите, как кейсы оформляют агентства, например, наш рассказ о продвижении фильма «Довлатов». Сформулируйте основные пункты: кто клиент, какая была задача, как вы ее решали и чего добились. Ничего большего от вас не ждут.

Соберите в Телеграфе 1–2 рассказа о ваших проектах и приложите ссылки к резюме. Это сразу +10 пунктов на собеседовании)

SMM — не для всех

SMM — это дико сложная профессия. Работа на стыке менеджмента, маркетинга, креатива и производства контента. И чтобы делать эту работу хорошо, нужно действительно много уметь. Но ведь никто и не обещал, что это будет простая работа. Если вы согласны с нами и готовы многому научиться, приходите работать сммщиком в its.agency.

©  vc.ru