Смайлы Apple подвергли проверке Роскомнадзора
Депутаты переживали напрасно.
Российское подразделение Apple инициировало проверку собственных эмодзи, используемых в операционных системах компании. Эксперты, прошедшие сертификацию Роскомнадзора, не выявили никаких нарушений российского законодательства. Также не обнаружено пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, о которой осенью прошлого года говорили депутаты.
Целью экспертизы было выявление нарушений закона »О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию». Изучение смайлов проводили на iPhone 6, а сами эмодзи разделили на несколько групп. Ни в одной из них не нашлись изображения, которые могли бы причинить вред здоровью и развитию ребёнка. Во время проверки 4 символа всё же привлекли внимание экспертов и были тщательно оценены.
- Пиктограмма горящей сигареты в категории «объекты и символы». Пропагандой курения не признана, так как нет символа курящего человека;
- Пиктограммы спиртных напитков в категории «еда и напитки». Считать это пропагандой употребления спиртных напитков тоже нельзя — не указано, что напитки алкогольные;
- Пиктограммы шприца и таблетки в категории «объекты и символы». Пропагандой наркомании эти символы не сочли по причине отсутствия у них описания.
Больше всего вопросов вызывали иконки с изображением людей, в том числе одного пола. Проводивший исследование человек сформулировал свою точку зрения при их оценке. Эксперт напомнил, что отдельно взятый символ нельзя считать пропагандой чего-либо. Эмодзи могут приобретать положительный или отрицательный смысл в зависимости от их последовательности и контекста.
В категории «люди» есть изображения групп людей, взрослых и детей, как разных, так и одинаковых полов. Возникает вопрос — может ли эксперт отнести данные изображения к пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации? Под пропагандой понимается деятельность физических и (или) юридических лиц по распространению информации, направленной на формирование и создание установок и (или) стереотипов поведения либо имеющая цель побудить или побуждающая лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения. — эксперт Роскомнадзора
Вадим Ампелонский, руководитель пресс-службы Роскомнадзора, прокомментировал проведённую экспертизу и охарактеризовал полученные результаты.
Экспертизу по эмодзи можно охарактеризовать как грамотную и обоснованную. Был провёден не только научно-практический анализ пиктограмм, но и изучена реакция детей и подростков различных возрастных групп на эмодзи. Проведены фокус-группы, опрошены около 20 детей. Получились интересные выводы. Например, почти все опрошенные дети воспринимали указанные «однополые» пиктограммы как родственников — членов традиционной семьи (например, братьев и сестёр) или друзей. При этом старшеклассники указывали, что ассоциации с нетрадиционными отношениями в этом случае могут возникнуть у них лишь периферийно — как результат знакомства с материалами СМИ на эту тему. Так что дети наглядно продемонстрировали правоту расхожего афоризма: «Двое смотрят вниз: один видит лужу, а другой — звёзды». — Вадим Ампелонский
Результаты, в принципе, можно назвать ожидаемыми, а беспокойство властей по поводу наличия необычных эмодзи — надуманными. [izvestia]