Сколько стоит ваш бизнес: способы оценки и ведение переговоров
Создатель сервиса «Финолог» Михаил Смолянов завершает цикл статей о финансах для предпринимателей. В последнем материале он рассказал, какие есть способы оценки технологического бизнеса и почему полученная сумма мало что значит.
В прошлый раз мы говорили о том, как читать финансовую отчетность иностранных компаний. Последним пунктом затронули оценку бизнеса — мы видели, что Salesforce стоила, как семь годовых выручек. Сегодня разберем, откуда берутся такие цифры.
Стоимость бизнеса — абстрактная величина
Начнем с фундаментального: объективной стоимости бизнеса не существует. Это спекулятивная величина, которая сама по себе не отражает ничего.
Стоимость бизнеса — отправная точка в переговорах. Это сумма, за которую условный покупатель готов купить 100% вашего бизнеса. В процессе переговоров стоимость бизнеса может увеличиться или уменьшиться, может оказаться нулевой.
Иван сделал стартап по распознаванию голоса. Он предложил условному «Яндексу» купить его за пять миллионов долларов. «Яндекс» считает, что такая технология стоит два миллиона. Иван соглашается на два. Во время предварительной проверки выясняется, что у Ивана нет нужных патентов. Вместо двух миллионов «Яндекс» предлагает полмиллиона.
Иван отказывается, получает патент и продается условному Google за 15 миллионов. За два месяца оценка бизнеса скакнула от полумиллиона до 15 миллионов долларов.
Не существует единственно верного, надежного и объективного способа оценить, сколько стоит бизнес. Это всегда вопрос переговоров, торговли и манипуляции данными.
Есть три общепринятых метода оценки, но даже они очень спорные и ничего не говорят о конечной стоимости сделки. Я приведу эти способы с точки зрения технологических компаний.
Затратный метод
Чтобы оценить бизнес по затратному методу, покупателю нужно посчитать, сколько ему нужно денег на воссоздание такого же бизнеса самостоятельно.
Иван сделал стартап по распознаванию голоса. Чтобы оценить его по затратному методу, условный «Яндекс» должен посчитать, сколько ему будет стоить создать такую же распознавалку своими силами. При этом условный «Яндекс» должен учесть не только зарплаты программистов, но и административные расходы и давление рынка.
Допустим, «Яндекс» посчитал, что ему эта распознавалка будет стоить пять миллионов и год работы. А за это время «Яндекс» недополучит прибыль 10 миллионов, потому что у него не будет этой распознавалки. Итого: для «Яндекса» этот бизнес стоит 15 миллионов. А на переговорах они предложат купить его за два миллиона, просто так.
Многие предприниматели ошибочно считают, что их стартап по затратному методу стоит столько, сколько они на него потратили. Например, ты год пилил стартап, два раза пивотился и в итоге потратил 2,4 миллиона рублей. Это не значит, что стартап стоит 2,4 миллиона.
Если теперь этот же продукт можно воссоздать силами одного программиста за 300 тысяч, то твой стартап стоит 300 тысяч. И сколько ты на него потратил, никого не волнует. То есть затратный метод учитывает не то, сколько потрачено по факту, а сколько нужно потратить теперь, чтобы повторить.
По затратному методу удобно оценивать технологии и сервисы, которые полезны для чего-то большого, но сами по себе денег не приносят.
Сравнительный метод
Чуть более сложный метод оценки — взять данные о недавних аналогичных сделках и привести их к какой-то величине, пригодной для сравнения.
Условный «Яндекс» купил социальную сеть «Программисты» с аудиторией в 100 тысяч программистов за 10 миллионов долларов. Можно привести стоимость этой сделки к стоимости одного участника соцсети — 100 долларов.
У нас есть соцсеть на 10 тысяч дизайнеров. Если пользоваться сравнительным методом, то такая соцсеть будет стоить 10 тысяч x 100 = 1 миллион долларов.
Как и во всех других методах, сравнительная величина 100 долларов за пользователя еще не значит, что вашему бизнесу дадут такую же оценку. Опытный переговорщик может сказать: «А дизайнеры стоят дешевле, а еще у вас нет Лебедева, поэтому даем 10 долларов за пользователя».
Сравнительным методом можно оценивать рекламные сети, онлайн-СМИ, социальные сети и сервисы с активной аудиторией, игры и прочие массовые скопления людей. В офлайновом мире магазины продают по площади, парикмахерские — по числу кресел, рестораны — по числу посадочных мест.
Метод дисконтирования денежного потока (DCF)
Это самый сложный метод, подходит только тому бизнесу, который планирует генерировать выручку и показывать прибыль. Смысл в том, чтобы посчитать, сколько у бизнеса будет свободных денег через несколько лет, и привести эти деньги к сегодняшним деньгам с учетом ставки дисконтирования.
Свободные деньги — это деньги, которые можно безболезненно изъять из бизнеса: распределить как прибыль, потратить на создание новых продуктов, выкупить акции. Обычно считаются по формуле «Выручка минус все расходы, налоги и изменения в капитале». Проще говоря, самая чистая из возможных прибылей, с которой можно делать, что хочешь.
Чтобы узнать сумму свободных денег через сколько-то лет, нужно составить финансовую модель и спрогнозировать в ней продажи, выручку, расходы, налоги и прочее.
Ставка дисконтирования — это коэффициент, который показывает удешевление денег в будущем. Оценщики исходят из того, что деньги сейчас ценнее, чем деньги в будущем. Если хочешь купить бизнес, у которого будет через год миллион свободных денег, сейчас этот миллион будет дешевле. Миллион прямо сейчас дороже, чем миллион через год.
Вы показали, что через год у вашего бизнеса будет 1,2 миллиона долларов свободных денег. Вы договорились с покупателем на ставку дисконтирования 20% — настолько подешевеют деньги за год. Значит, 1,2 миллиона через год будут стоить 1 миллион сегодня.
Если вы показываете в отчете миллион через два года при ставке дисконтирования 20%, то сейчас этот миллион будет стоить 1 000 000 / (100% + 20%) 2= около 695 тысяч. Если миллион через три года, то сейчас он стоит 1 000 000 / (100% + 20%)3 = 579 тысяч. Миллион через пять лет — 1 000 000 / (100% + 20%) 5 = чуть больше 400 тысяч сейчас.
Ставка дисконтирования — своего рода показатель доверия к вашему плану со стороны покупателя. Она отвечает на вопрос «Насколько велика вероятность, что этих свободных денег не будет?». Обычно она не ниже, чем средняя доходность банковского вклада, и чем более рискованный план, тем она выше:
- Бизнес с хорошей командой, уже зарабатывает — ставка дисконтирования 20%.
- С хорошей командой, еще не зарабатывает — 40%.
- С рискованной бизнес-моделью и рабочим прототипом — 60%.
- С рискованной бизнес-моделью без аналогов и прототипа — 100%.
- Просто здравая идея, ничего не сделано — 500%.
Чем выше риск, тем дешевле бизнес.
Основная проблема с методом дисконтирования денежного потока — как раз в ставке дисконтирования. Она не привязана ни к чему: как скажет оценщик, так и будет. Даже если у вас за плечами опыт и вы уверены в своей финмодели, договориться о низкой ставке может быть трудно. А если вы показываете прибыль не через год, а через пять лет, то малейшие колебания в ставке могут в разы ронять оценку бизнеса сейчас.
Метод Журбы
Еще есть метод Александра Журбы под названием «ПРАВДА»: П = Р * А * В − Д + А, где
- П — правильная оценка компании.
- Р — реальная прибыль компании в месяц (наличные деньги, которые можно забрать, и компании от этого не станет хуже долгосрочно).
- А — аптимистичный срок, на который можно прогнозировать эту прибыль, в месяцах (не более 24).
- В — вероятность того, что сценарий будет не хуже прогноза (от 0 до 1, где 1 — традиционный существующий монополистичный бизнес с энергичной командой с десятилетним опытом в отрасли).
- Д — долги, залоги и прочее, за что нужно будет заплатить.
- А — активы компании: деньги на счету, ликвидные ценные бумаги, собственность, которую можно продать без участия компании.
По сути, это тот же метод дисконтирования денежного потока, только рассчитывается на два года и по более простой формуле.
Любой другой метод
Так как стоимость бизнеса — величина, полностью лишенная физического смысла, то и способ поиска этой величины может быть любым — от осмысленного до безумного:
- Сложить все деньги на счетах и в кассе со стоимостью всего имущества, отнять стоимость процедуры банкротства.
- Сложить все зарплаты сотрудников за два предыдущих и один следующий год.
- Сложить все выходные пособия топ-менеджмента и весь фонд оплаты труда до конца года.
- Сложить весь доход за три года от сдачи в аренду всей недвижимости в собственности у компании.
- Умножить число полученных патентов на миллион рублей.
- Спросить в Twitter.
- Сходить к гадалке.
Любой из этих методов имеет право на существование, потому что в конечном итоге стоимость бизнеса — это столько, за сколько другая сторона его купила. Никаких других объективных указателей стоимости бизнеса не существует.
Как использовать эти методы
Бизнес оценивают перед сделкой. Если это что-то большое и дорогое, то обычно зовут профессиональные оценочные или консалтинговые фирмы. Если бизнес небольшой, можно оценить самостоятельно.
Ничто не мешает оценить бизнес сразу несколькими методами и вывести что-то среднее. Будет ощущение объективности, хотя в реальности это просто средняя цифра от трех виртуальных показателей.
Самое полезное, в чем помогает понимание механизмов оценки, — не дать себя кинуть. Если условный «Яндекс» предлагает вам за миллион продать то, что самому «Яндексу» будет стоить 5 миллионов, то вы уже знаете, на что давить. Если по методу DCF ваш бизнес стоит три миллиона, а вам предлагают за него один — приводите расчеты. Если у вас предлагают купить бизнес по цене компьютеров, которые стоят у вас в офисе, вы можете предложить другой вариант оценки.
Стоимость бизнеса при расставании
Есть еще одна ситуация, когда собственникам нужно понимать стоимость бизнеса, — когда они решают расстаться. Например, два партнера-собственника с равными долями решают разойтись. Один из них должен продать свою долю другому. Нужно определиться с ценой, но собственники не могут договориться, кто кому будет продавать и по какой цене. В этой ситуации помогут два механизма:
- «Русская рулетка». Один из собственников называет цену за долю. Второй акционер обязан либо выкупить долю другого собственника по этой цене, либо продать по этой же цене свою долю. То есть один называет условия, а второй решает, к кому эти условия применить.
- «Техасская перестрелка». Оба собственника отдают посреднику запечатанный конверт с ценой выкупа доли другого партнера. Посредник вскрывает оба конверта в присутствии собственников. Выигрывает тот собственник, который назвал самую высокую цену, и он выкупает долю проигравшего.
У этого варианта есть зеркальная вариация — «голландский аукцион». Собственники в конвертах передают минимальную цену, по которой они готовы продать свои акции. Выигрывает тот, у кого цена самая низкая, и его долю выкупает проигравший.
Эти механизмы не исключают предварительной оценки бизнеса по любому другому методу. Они лишь помогают договориться, когда собственники столкнулись лбами.
На прощание
Благодарю читателей за теплый прием и хорошие комментарии. На этом наш цикл о финансах окончен. Если пропустили первые шесть статей — вот они:
Присылайте колонки, соответствующие требованиям редакции, на secret@vc.ru
© vc.ru