Символика мундиаля — вторая часть обзора от «панков»

Наши дизайнеры прокомментировали айдентику чемпионатов мира по футболу за период с 1986 по 2026 год.

Продолжаем следить за историей символики чемпионата мира по футболу. Прошлый обзор охватил период с 1930 по 1982 год. Плавно переходим к критике айдентики современности и светлого будущего. Уберите от мониторов слабонервных, пощады не будет!

Мексика, 1986 год

Пока другие страны каждый стиль нового чемпионата мира начинают с нуля и не имеют преемственности, Мексика гнёт свою линию уже в третьем мировом спортивном событии, проходящем в их стране. Началось всё с Олимпиады 1968 года, продолжилось на чемпионате мира по футболу 1970 года (его мы комментировали в прошлом обзоре) и вот теперь снова.

Маскот — острый перец Пике — очень хорош. Такой «ламповый», будто давно знакомый. Наверное, это из-за Джулиуса Прингла. Кажется, усы придают харизмы всему.

Семён Шатыло
арт-директор Punk your brands

Не знаю, как раньше, а сегодня стиль чемпионата мира 1986 года в Мексике выглядит как квинтэссенция ретро-стиля.

Особенно приятно смотреть на очень характерный шрифт, который развивает стиль мексиканской Олимпиады 1968 года, но не так топорно, как ЧМ-1970.

Кажется, именно в 1986 году у Чемпионата мира впервые появилась официальная телевизионная заставка. Она и по сей день остается единственной, которая выглядит не как откровенно сделанная с помощью компьютерной графики, а как старые милые мультики. А острый перчик Пике — мой любимый маскот ЧМ. Он просто очень классный!

Ника Белова
арт-директор Punk your brands

Присоединяюсь к Нике. Пике очаровательный, и заставка выглядит круто.

Весь стиль очень атмосферный, настоящий телепорт к химической завивке и молодой Мадонне с перекрашенными чёрным бровями. Также хорошо прослеживается заимствование стилистики шрифтовой части с чемпионата 1970 года.

Наталья Колесникова
дизайнер Punk your brands

Италия, 1990 год

Сегодня этот логотип не выглядит так, как будто его сделали целых 30 лет назад, его вполне можно представить где-то в современном мире. И надпись стенсилом тоже вполне годная, только жалко, что её сделали в перспективе. Эта иллюзия пространства не очень гармонирует с нарочито плоским знаком.

Человечек-конструктор Чао в сравнении со всеми остальными маскотами чемпионатов выглядит прорывом. Учитывая, что чаще всего эти талисманы существуют в виде игрушек и их продажа — основная цель организаторов, это ещё круче. Потому что играть с конструктором гораздо интереснее, чем с плюшевой игрушкой.

Ну, а постер — вообще модняо! Увидев его, я серьёзно задумалась о том, чтобы распечатать копию и повесить дома, настолько он крут.

Ника Белова

Уух, неожиданно и смело. Причём это можно сказать про каждый элемент. Особенно на фоне остальных чемпионатов.

Графический дизайн цикличен, и видимо, именно такие 90-е сейчас снова в моде. Потому что сейчас это выглядит очень круто. Графический приём с наложением до сих пор актуален. Кажется, в недавнем логотипе Российской футбольной Премьер-Лиги было что-то похожее.

Семён Шатыло

Пожалуй, это моя любимая айдентика среди всех футбольных чемпионатов мира. Она выглядит цельно и гармонично.

Вероятно, добавление перспективы и многоплановости в логотип взаимосвязано с объёмным маскотом и наикрутейшим плакатом, соединившем в себе объёмную фотографию и вписанное графическое изображение футбольного поля.

Маскот Чао удачно отражает идею, о том, что футбол — командная игра, в которой каждый игрок — это составляющая некоего общего механизма. То, в какой форме отображена эта идея, однозначно выделяет Чао из списка довольно однообразных предыдущих персонажей. Впрочем, и последующих тоже. А видео с представлением маскота — просто сумасшедшее!

Анастасия Горбунова
дизайнер Punk your brands

Иконка с мячом выглядит очень современно, напоминает 3D-очки с синими и красными стёклами. Такой приём раздвоения в 2018 году также популярен, и это здорово.

К нам вернулась мода на акцидентные шрифты, поэтому стенсил — в тему и сейчас, и тогда, хоть и наклон у него тут ужасный.

Использование цветов флага в айдентике кажется самым очевидным, но от этого не менее правильным решением.

Интересно, что маскот получился достаточно обезличенным, но это и выделяет его среди остальных.

Вообще, среди всех стилей чемпионатов предыдущих лет этот выглядит наиболее гармоничным: и эмблема, и плакат, и маскот живут в одном графическом стиле, в то время как все предыдущие маскоты сильно выбивались. Особенно это видно на айдентике чемпионатов 74 и 78 годов, где маскот совсем не похож на остальную достаточно неплохую графику.

Наталья Колесникова

США, 1994 год

США, как часто бывает, не подают хороший пример дизайна. Забавно, что и в 2018 году такой логотип органично бы вписался в американскую спортивную действительность, там до сих пор ничего не изменилось. В целом здесь всё, кроме плаката, выглядит довольно дженериково и не запоминается. Даже студия Disney, разработавшая маскота-пса по кличке Страйкер, не спасла этот бренд.

Плакат же нарисован просто классно.

Ника Белова

Скучный проходной логотип, в котором пунктирную линию нарисовали исключительно ради поддержки синего мяча. Никакой другой осмысленной и функциональной причины для существования этого элемента в логотипе я не вижу.

Также нет никакой единой логики сосуществования логотипа, плаката и маскота. Система айдентики отсутствует.

Анастасия Горбунова

Графика эмблемы вполне ординарная, в США решили далеко не отходить от прошлого чемпионата и скрестить собственный флаг с эмблемой.

Что касается эмблемы, маскота и плаката вместе: они все ужасно отличаются друг от друга. Мультяшный Страйкер в добрых диснеевских традициях мне нравится сам по себе: я люблю собачек и мультики.

А вот плакат ужасен, как выставка изо начальной школы в глубинке.

Наталья Колесникова

Франция, 1998 год

От этого логотипа и заставки за версту веет девяностыми. Но что поделать, если такой период в истории дизайна существовал.

Плакат симпатичный, хотя мне не нравится общая центральная компоновка.

Петух Футикс — очень приятный персонаж, один из лучших маскотов. Возможно, причина в том, что в детстве я обожала мультик про дятла Вуди, которого Футикс мне очень напоминает.

Ника Белова

Футикс один из моих фаворитов маскотов, думаю, это потому что по рисовке и характеру он наиболее близок к мульт-персонажам того периода. Но судя по его коммерческим успехам, это не просто приступ ностальгии.

Логотип совсем никакой, прям скука. С другой стороны, дух того времени этот стиль передает хорошо.

Семён Шатыло

Чемпионат мира 1998 года был для меня особенным событием, повлиявшим на мои футбольные предпочтения. Уже 20 лет я болею за сборную, полюбившуюся мне именно на этом турнире. Поэтому очень сложно абстрагироваться от личных эмоциональных детских воспоминаний и начать разбирать эту айдентику исключительно беспристрастным дизайнерским взглядом.

Вероятно, особых взаимосвязей между элементами айдентики не так много, но по отдельности они вполне приятно вписываются в общую стилистику того времени. Сейчас при взгляде на них возникает приятная ностальгия по детству. Французский маскот по-прежнему остаётся моим любимым.

Анастасия Горбунова

Убейте меня: это не плакат, а заставка сериала «Друзья»!

Маскот Футикс получился чрезвычайно милым, но эмблема очень плоха. Возможно, мы недостаточно отошли от времени начала освоения цифровой графики и становления современного подхода к дизайну, поэтому всё это так бросается в глаза.

В нашей современной жизни ещё слишком много компаний работают с подобным дизайном, поэтому данная айдентика выглядит не как весёлое ретро, а как унылые современные реалии плохого дизайна.

Наталья Колесникова

Республика Корея, Япония, 2002 год

Кажется, именно с ЧМ-2002 начался тренд на шрифтовые игрища с обязательной отсылкой к стране проведения. Это желание можно понять, но простить не очень получается, так как реализация, как правило, сильно страдает.

Ещё с этого года Adidas начали делать более явную кастомизацию мячей, и в этом году она получилась не самой плохой. Напоминает какие-то сюрикены.

Ника Белова

Знак в ряду с остальными смотрится более-менее. В нём не так много деталей, хотя непонятно, почему одна золотая линия тоньше остальных? С этими золотыми обводками вообще всё странно: они есть у всех элементов знака, кроме внешнего круга. Нужно либо добавить обводку во элементы внешнего круга, либо вообще заменить их на неё.

Я вижу там кубок, человека и мяч, но ещё вижу листик. А ещё, о боже, лучшая идея в мире — два нолика объединить в знак бесконечности!

Пожалуй, плакат — лучшее из этого стиля. С такой стереотипной азиатской графикой — вполне норм.

А заставка как будто из футажей со стока, очень скучная, только музыка немного скрашивает видеоряд. Ну, а маскоты — это вообще что?!

С 2002 года стало обязательным использование надписи FIFA World Cup в логотипе чемпионата, что скорее мешает дизайнерам и ограничивает варианты компоновки. Единственными, кто впоследствии смог более-менее нестандартно вписать эту надпись, стали дизайнеры, разработавшие логотип для ЧМ в ЮАР. Остальные тупо выравнивают по центру все элементы. Получается довольно скучно.

Ну и заигрывание со стилизацией шрифтовой части в восточном стиле у авторов — кстати, англичан — не особо-то удалось. Не особо удачна отсылка к каллиграфии, поскольку по форме штрихов совершенно непонятно, каким инструментом была выполнена эта надпись. Точно не кистью.

Маскоты Амо, Каз и Ник — вовсе какие-то незапоминающиеся цветовые пятна.

Анастасия Горбунова

Судя по всем следующим чемпионатам, именно этот виноват в странных уродливых маскотах!

К знаку эмблемы много претензий по поводу его графики. В градиентах он выглядит ещё хуже. Но больше всего раздражает, что у знака копирайта 1999 FIFA ™ другая линия окружности! У 2002 уродливая кривая лигатура. К шрифту в слове FIFA претензий нет, но в Korea Japan он больше подходит для China косметики или проходного фильма.

Плакат. В общем, я поняла идею с каллиграфией, но коричневые мазки на бумаге мне не нравятся. Я знаю, что это охра, но эта мысль не утешает. Монохромный вариант был бы куда благороднее. Каллиграфия была интересной идеей, но реализована странно.

Адиковский мяч напоминает мне фильм «Изгой», так что никакой эмпатии к кровавому мячу у меня нет.

Короче, всё плохо. Видно, что старались, но — нет.

Наталья Колесникова

Германия, 2006 год

С этого момента в логотипы чемпионата мира стали вставлять логотип японо-корейского чемпионата, силуэт кубка FIFA. И здесь он получился куда лучше версии 2002 года.

Хочется покритиковать логотип за смайлики, но, наверное, в 2006 году это ещё не было моветоном.

Со шрифтом опять слишком переиграли.

Плакат — мегаскука. Хуже только у Бразилии-2014. Настолько же скучна и заставка.

Ника Белова

Маскот — лев Голео. С ним вышла неприятная история. Немцам он не понравился, в последний момент талисман поменяли. И я понимаю немцев. Мало того, что лев сам криповый, у него ещё и жуткий мяч с глазами и ртом! Вместо льва немцы выбрали орлёнка Пауле, и вот он хороший.

Этот логотип — пособие, как поиграть со шрифтами и проиграть. Абсолютно ужасный фирменный шрифт, даже на фоне мяча с глазами, которого пинает ростовая кукла льва. А вот орлёнок получился вполне симпатичным, почти как стикер для Telegram.

Хочется ещё поругать логотип за кривоватые элементы со странными наплывами краёв смайликов друг на друга, но следующие стили ЧМ в этом плане оказались ещё хуже.

Семён Шатыло

Похоже, что на чемпионате мира в Германии айдентика турнира полноценно пополняется ещё и фирменным шрифтом, которым заодно набрано название страны и год в логотипе. Но это настолько плохо и настолько ни разу не Германия! А к футболу всё притянуто за уши исключительно скругленной формой букв (мяч же).

Есть мнение, что наша кириллица сама по себе плоха, а вот латиница, набери ей хоть что, будет выглядеть на худой конец нормально. Так вот перед вами пример, когда и латиницу умудрились испортить.

В целом данная айдентика — одна из слабейших за всё время. После такого и не скажешь, что немцы — одни из лидеров Евросоюза.

Анастасия Горбунова

Да что ж такое у них с этой надписью по кругу! Это ошибка дизайнера-новичка. Даже не верится, что приходится критиковать за это работу мирового масштаба. Причём это не в первый раз: в логотипе ЧМ-2002 было то же самое!

Наталья Колесникова

Шрифт странный, как будто из подборки 100 бесплатных шрифтов. Ещё смайлики. Они как будто взяты на Shutterstock.

Теперь маскоты. Много вопросов вызывает уже тот факт, что у мяча есть лицо. Как будто этого было мало — его ещё по лицу пинает лев без трусов. Фотографии ростовой куклы с мячом особенно криповые. Не удивительно, что он никому не понравился.

Плакат никакой. Я сейчас чувствую себя диким хейтером, но как будто логотипы чемпионатов мира FIFA последних лет рисуют не пряморукие.

ЮАР, 2010 год

Снова вставили логотип чемпионата 2002 года, и тут это получилось наименее удачно: круглый мяч на одной линии с ещё одним кругом вызывает вопросы. Как и разномастная графика: на фоне нарисованного кистью силуэта почему-то графичные острые формы. Причём одна из них объёмная, а другая не отбрасывает тень.

В заставке появляются сложные узоры, но они нигде больше не повторяются.

На плакате летающая голова с шеей-Африкой очень статично зависла в воздухе. Зато фирменный шрифт, что нехарактерно для чемпионатов мира, симпатичный.

И да, до сих пор не могу простить этому ЧМ раздражающих звуков вувузел, хотя это был уникальный носитель бренда, нигде больше не повторившийся.

Ника Белова

Как по мне, это последняя относительно удачная айдентика ЧМ. Все последующие откровенно плохи. Многие промахи в айдентике могу простить за удачный фирменный шрифт и нестандартный подход к компоновке логотипа, хоть и не без огрехов.

Неплохой плакат и неплохой маскот. Последний, правда, выбивается по графике из связки логотип-плакат. Ну, и не понимаю, почему нельзя использовать одинаковые оттенки жёлтого и зелёного во всех элементах айдентики.

Анастасия Горбунова

Если рассмотреть эмблему, возникает много вопросов относительно логики существования элементов в одном макете. Шрифт и футболист плоские цветные и с тенью, мяч почему-то объёмный и без тени, а справа — опять «эталонный» знак 2002 года вообще монохромный. Привели бы все элементы в одну визуальную иерархию, было бы заметно лучше. Хотя сама графика футболиста и цветных пятен вокруг мне не нравится.

Удивительно, что в этом году нет проблем с надписью FIFA ™ по кругу, почти шокирующе. Правда, теперь знак копирайта сильно сполз вниз, но он хотя бы не кривой.

Плакат получился колоритный, особенно на фоне плакатов предыдущих лет. Мне нравится метафора с головой и континентом. Но на нём заметно, что эмблеме сильно не хватает сокращённой версии, и огромное количество цветов не позволяет использовать её ни на каком фоне, кроме белого.

Наталья Колесникова

Бразилия, 2014 год

В логотипе Бразильского ЧМ всё более-менее неплохо только с цветами. Но это только относительно остальных логотипов.

Руки, конечно, не анатомичны, но и недостаточно абстрактны. Слишком много пальцев сложной формы в одной маленькой картинке.

Неясно, зачем так сильно выделять цветом год, при этом максимально ужимая его по форме.

Постер очень слабый. Кто вообще знает, какой силуэт на карте у этой страны? А если и знает, зачем было его туда вставлять насильно?

Зато у Бразилии лучший мяч и лучшая заставка — красивый мультик с приятной музыкой.

Броненосец Фулеко тоже вполне нормальный персонаж, на фоне всех остальных.

Ника Белова

Если логотипы 90-х я ещё могу оправдать, ну такая графика была, это нормально. То в нулевые-десятые все стили ЧМ получились откровенно слабыми. И оправдать это я не могу, потому что вижу, что можно лучше, что есть те, кто делает лучше, смелее, интереснее.

Бывает, что спасают постеры или маскот, но это не тот случай. Здесь всё довольно посредственно.

Не понимаю, почему именно силуэт знака ЧМ-2002 взят в дальнейшем за основу других логотипов. Да, это силуэт Кубка FIFA, но он мне не кажется настолько удачным, чтобы тиражировать его из года в год.

Семён Шатыло

Слабейшая айдентика, как минимум за последние лет 50, заслуживающая красной карточки. Графика настолько ужасна, что на идею вообще не обращаешь внимания и начинаешь подставлять сюда всё подряд: «рука-лицо», «рука держит кочан капусты» и так далее. Хотя любителям парейдолических иллюзий, наверное, зайдёт.

Плохой шрифт, ужаснейший плакат. Только маскот нормальный, но не более того.

Помимо прочего была разработана фирменная графика, использованная в видеозаставках. Такое ощущение, что её делали совсем другие люди — она получилась достаточно гармоничной и интересной. В ней больше всего отразились Бразилия, футбол, карнавал и ощущение праздника.

Анастасия Горбунова

Это настоящий фейспалм. Как в эмблеме, так и во всей графике фестиваля. Плакат рисовали как будто в коррекционной школе на арт-терапии, шрифт полный отстой. Во всей айдентике нет ни одного положительного момента. Не считая разве что маскота.

Наталья Колесникова

Россия, 2018 год

О стиле нынешнего чемпионата в этой подборке говорить проще всего, так как всё его оформление я вижу каждый день. Конечно, мне ничего из этого не нравится. Мемов про этот логотип после его выхода было так много, что шутить уже как-то неудобно, а обсуждать это творение серьёзно невозможно.

Акцидентный шрифт отвратительный. В нём проблёскивают какие-то хорошие идеи о том, как вписать в современность «русскость», но они похоронены под некачественным исполнением и отсутствием какого-либо внимания к деталям.

Графические элементы слишком перегружены эффектами: тут тебе и резные кривые, и обводки, и градиенты, и тени, и узоры одновременно. Так в серьёзных проектах в 21 веке делать уже не комильфо.

Телевизионная заставка меня удивила, она сделана в другом ключе, по сравнению с графикой, но в настолько же плохом. Продакшн-то вроде бы качественный, но вот идея и стиль вызывают вопросы. И слишком много золота с красным, как будто я живу на Ближнем Востоке или в Китае.

В дополнение к этому всему нагромождению есть ещё и какие-то графические иллюстрации во флэтовом стиле. Они, может быть, и неплохие, но слишком уж одиноки в этом мире золота и богатства.

Постер хоть и не безгрешен, в целом выглядит гораздо приятнее всего остального. Но не очень понятно, почему он отсылает к ностальгии по советскому прошлому, когда весь остальной стиль вдохновляется более ранними периодами российской истории.

Остался ещё Забивака, но он такой безликий, что я ничего не могу о нём сказать, кроме того, что очки у него дурацкие. В целом, понятно, что одна команда не может выполнить такой гигантский объём работ, но стиль получился слишком уж разнообразным, без всякого единства.

Ника Белова

Базирующаяся в Лиссабоне студия, разработавшая этот логотип, назвала графический элемент логотипа «Душой». А в описании источников для вдохновения указано некое всемирно известное русское искусство, отсылающее к раннехристианской русской иконописи (?!).

В довесок сюда впихнули ещё и космонавтов. Прочитав одно это описание и взглянув на итог, испытываешь когнитивный диссонанс. Но из Португалии, наверное, виднее.

Аналогичное название носит и фирменный шрифт.

Анастасия Горбунова

Зачем заказывать шрифт не у носителей языка, вообще непонятно. Можно, в конце концов, хотя бы проконсультироваться с каким-нибудь хорошим российским шрифтовым дизайнером, который сразу бы дал понять, что этот шрифт в принципе не имеет ничего общего ни с каким историческим славянским языком.

FIFA не бедная организация и спокойно могла себе позволить провести какой-никакой ресёрч. Но ладно кириллица, латиница не менее странна.

Весь стиль — это одно сплошное излишество в плане богатства (разве что нефть не бьёт ниоткуда фонтаном) в сочетании с низким уровнем профессионализма. Каждый раз, включая телетрансляцию и видя инфографику, хочешь развидеть увиденное.

Больше всего в текущем стиле чемпионата меня бесит огромное количество стеллажей с мерчем в «Ашане». Далее по иерархии меня бесит ностальгия по допетровской кириллице, которую, видимо, создатели шрифта не видели в принципе. Далее — ностальгия по советскому спорту.

В айдентике всё такое дорого-богатое, как будто куполами собора Василия Блаженного решили выколоть глаза всем, кто её увидит. Я как человек, живущий в России, не воспринимаю Россию паттерном в кровавых изразцах, приправленным таким количеством золота, как будто его сняли со всех базарных цыган.

Айдентика выглядит как барвихинский коттедж, в который впилили миллиарды, чтобы поставить золотой сортир и приклеить лепнины даже в кладовке.

Я не понимаю, почему стили чемпионатов стали ляпать по принципу «больше — лучше». Айдентика чемпионата 2018 года не имеет ничего общего ни с Россией, ни с хорошим дизайном.

Наталья Колесникова

Катар, 2022 год

Этот логотип — как будто бы с тех сайтов-генераторов логотипов. То есть дженерик такой дженерик. Не уверена, что в наше время (тем более в 2022 году) актуально рисовать именно такой футбольный мяч. Мне кажется, моё поколение — последнее, для кого он ещё остается более-менее классическим. Сейчас, даже если задаться целью найти и купить именно такой «обычный» мяч, то придётся постараться.

Надпись плохая, буквы какие-то помятые. «R«и «q» с засечками, а буква «a» уже почему-то без капли, некрасиво обрубленная. Цифры — из другого набора, с гораздо большим контрастом. И непонятно, почему название страны решили написать со строчной.

Сочетание цветов тоже вызывает вопросы: бордовый выбивается из ряда ярких цветов. К сожалению, тяготение к излишнему разноцветью — частая беда логотипов крупных соревнований.

В целом, учитывая, что в последние годы в логотипостроении чемпионатов мира по футболу — тёмные времена, этот знак выглядит не так плохо.

Ника Белова

Логотип делает прямую отсылку к арабским мозаикам, обыгрывая пятиугольную форму части мяча. Структура знака позволяет создать достаточно гибкую графическую систему, чтобы вписать фирменные элементы в любую форму носителя.

Тем не менее, логотип не производит впечатления чего-то нового: несмотря на то, что чемпионат состоится только в 2022, символика выглядит устаревшей уже в нынешнем году. Вероятно, виновата слишком строгая структура элементов либо недостаточно смело подобранные цвета. В любом случае, одна из богатейших стран мира могла бы позволить себе куда более интересную символику мундиаля.

Анастасия Азарова
дизайнер Punk your brands

Мне не нравится графика знака. Почему-то пятиугольники неровные абсолютно все, что в совокупности со спиральным закрашиванием элементов делает знак кривым. К шрифтовой части тоже много вопросов, буквы «a» почему-то разные, у буквы «q» такой большой полуовал, что в нём можно разместить небольшую европейскую страну, а цифры вообще не совсем отсюда.

Всё вместе выглядит как распечатка логотипа на листочке, поплывшая под дождём. Из плюсов — оказалось, можно же было сделать логотип без золота, и никакой шейх не пострадал.

Стиль чемпионатов должен соответствовать вкусовщине времени, но мне здесь и сейчас — некрасиво. Боюсь, через 50 лет наше поколение дизайнеров будут считать совсем криворукими идиотами.

Наталья Колесникова

Канада, Мексика, США, 2026 год

Лента, число 26, мяч — ну ок, но можно было как-то поизящнее завернуть эту историю, избавившись по дороге от лишних мелких деталей. Спасибо, что название хотя бы просто написали готовым (вроде бы) шрифтом. Наши, отечественные, дизайнеры тут обязательно сделали бы стилизацию под вестерн или взяли шрифт с долларовых купюр.

Ника Белова

Три страны, три цвета, лента — казалось бы, концептуально всё связано, но цвета некрасиво перетекают друг в друга, не говоря уже о том, что они плохо между собой сочетаются. Знак же не вызывает прямых ассоциаций с футбольной тематикой. Даже неплохой кернинг в шрифтовой надписи не меняет общего отрицательного впечатления.

Анастасия Азарова

Идея проведения чемпионата в нескольких крупных странах отличная. Начиная с первых чемпионатов, все говорили об объединении и дружбе стран. И вот, наконец, во время чемпионата все перестанут мериться: у кого стадионы больше, а у кого навигация лучше.

Что касается айдентики, она не вызывает у меня много эмоций. Ленточка кривоватая, хотя её можно интересно развить в дальнейшем на разных носителях. К шрифту наконец-то сложно докопаться — спасибо, а то уже сил нет смотреть на всю эту пляску.

Наталья Колесникова

Наш обзор подошёл к концу, и он получился гораздо зубастее, чем мы сами изначально ожидали. Оно и понятно: сложно придираться к графике старых чемпионатов 50-летней давности и рассуждать о тенденциях и развитии айдентики, а к современникам хочется придираться по максимуму. Ведь именно их работы останутся в истории, и по ним будущие поколения будут судить о наших представлениях о красоте. Надеемся, они будут более милосердны в своей оценке, чем мы сами.

punk-you.ru

#дизайн

©  vc.ru