Серый кардинал Airbnb
История Белинды Джонсон — бывшего юриста Yahoo, которая стала правой рукой основателя сервиса.
В июне 2016 года в Airbnb было неспокойно. Руководство сервиса нервничало из-за слухов о планах городских властей изменить законодательство в сфере краткосрочной аренды недвижимости и обязать интернет-компании проверять у арендодателей регистрацию и разрешение на сдачу жилья. Неповиновение грозило штрафом — от $1000 в день за каждого собственника, который не подтвердил свой статус.
Руководитель юридического отдела Airbnb Белинда Джонсон была одним из немногих сотрудников, которые настаивали на необходимости начать судебную тяжбу с городскими властями. Глава компании Брайан Чески сомневался — он представлял, во сколько обойдется суд.
Но Джонсон напомнила ему, что с деньгами в любом случае придется расстаться, в противном случае они пойдут на штрафы и найм дополнительных сотрудников, которые будут приводить сервис в соответствие с новыми поправками.
Но что беспокоило ее сильнее всего, так это создание прецедента: если бы власти Сан-Франциско приняли поправки, то их примеру могли последовать чиновники из 190 тысяч других городов, где присутствует сервис. «Она сказала, что у нас нет выбора», — вспоминает Чески.
27 июня 2016 года сервис Airbnb подал в суд на Сан-Франциско. Тяжба продолжалась почти год и завершилась в пользу сервиса — городские власти отказались ужесточать законодательство, а представители Airbnb согласились раскрыть информацию об арендодателях. Решение этого вопроса открыло перед сервисом возможности для дальнейшей экспансии, а Чески заговорил о возможном проведении IPO до конца 2017 года.
Чески нанял Белинду Джонсон в 2011 году — она стала первым топ-менеджером компании и возглавила юридическую службу. Джонсон призывала руководителя сразу разобраться с юридическими нюансами — пока они не привели к проблемам с законом.
Также она развивала отношения с пользователями: «В то время как водители Uber сражаются с компанией в суде, арендодатели Airbnb платят сервису за возможность поучаствовать в ежегодных конференциях Open, которые напоминают собрание религиозной общины, и призывают городские власти поддержать компанию», — пишет Wired.
По мнению Чески, Джонсон принадлежит ключевая роль в процессе превращении стартапа для краткосрочной аренды жилья в глобальную компанию стоимостью $31 млрд: «Джонсон научила меня важной вещи — всегда разговаривать с людьми. Она всегда была кем-то вроде государственного секретаря компании».
Джонсон верила, что любой конфликт можно решить в диалоге. Время ее появления в компании совпало с охлаждением отношений между Airbnb и властями Нью-Йока: генеральный прокурор решил изучить законность бизнеса, законодатели приняли поправки к закону о многоквартирных домах, которые ограничили максимально возможный срок сдачи квартиры до 30 дней в году и запретили сдавать несколько квартир одновременно.
«Мы были настроены решительно и собирались сражаться с городами. Но Джонсон посоветовала нам вступить с властями в диалог — даже в тех городах, где мы еще не планировали открывать представительства. Она напомнила, что если нашим сервисом пользуются в этих городах, нам нужно с ними сотрудничать. Это изменило мою точку зрения», — рассказывает Чески.
По словам сотрудников Airbnb, она может найти выход из любой ситуации: работая юристом в сфере ИТ последние 20 лет, Джонсон убедилась, что возможно абсолютно все.
«Я люблю технологии и хочу во всем разобраться»
В 1991 году Джонсон закончила юридический факультет Техасского университета в Остине и некоторое время поработала в традиционных юридических фирмах Далласа.
В городе она познакомилась с будущим «доткомовским миллиардером» Марком Кьюбаном. Вместе с партнерами — Тоддом Вагнером и Крисом Джаебом — он создавал компанию для интернет-трансляции радио Audionet. В начале 90-х годов интернет-компании были не так распространены, особенно за пределами Кремниевой долины. Это заинтриговало Джонсон.
Офис был в маленьком складском помещении. Я зашла и сказала: «Привет! Вам нужен юрист. Я вообще не понимаю, чем вы занимаетесь, но люблю технологии и хочу во всем разобраться».
— Белинда Джонсон
Позже компания сменила название на Broadcast.com и к 1998 году вышла на биржу. Год спустя ее приобрел сервис Yahoo за $5,7 млрд, Джонсон перешла в материнскую компанию и отправилась в Кремниевую долину.
В Yahoo она проработала 13 лет, из которых 10 — заместителем главного юридического советника. Джонсон помогла урегулировать иск от компании Sony BMG, которая обвинила Yahoo в нарушении авторских прав в связи с трансляцией музыки через интернет-радиостанцию Yahoo LAUNCHcast, а также помогла добиться от Еврокомиссии разрешения на десятилетний союз Yahoo с Microsoft, благодаря которому компания получила возможность использовать поисковые технологии, а Microsoft смогла продавать рекламу в продуктах обеих компаний.
К 2011 году она решила попробовать себя в чем-то новом. Ей хотелось присоединиться к небольшому стартапу и увидеть, как он будет стремительно расти и развиваться на ее глазах — как это было с Broadcast.com.
Когда она впервые услышала об Airbnb, то сразу решила попасть в компанию. Для этого ей требовалось познакомиться с основателями, и она стала искать человека, который мог бы ей в этом помочь. Им оказался инвестор Рон Коноуэй из фонда SV Angel, который в 2010 году участвовал в раунде серии «А».
В ту пору основатели Airbnb формировали команду топ-менеджеров. Коноуэй предложил им начать с руководителя юридического отдела и порекомендовал Джонсон: «Она собранная, умная, выдержанная и отличный лидер».
Когда ИТ-компании расширяются, они редко нанимают в первую очередь руководителя юридического отдела. Но в 2011 году Airbnb впервые столкнулась с противодействием регуляторов, и Брайану Чески потребовалась помощь.
Джонсон поняла, что выбрала подходящую компанию, в 2012 году. В то время собственники отелей и руководители профсоюзов пожаловались в муниципальную налоговую службу Сан-Франциско на туристов, которые ищут жилье с помощью Airbnb и не платят 15-процентный налог на временное проживание. Ведомство организовало публичные слушания, на которые пришли десятки арендодателей, чтобы поддержать компанию.
«В то время Airbnb был на 10% бизнесом и на 90% — социальным движением. Я была приятно удивлена поддержкой наших пользователей — их пришло так много, что организаторам пришлось отпереть еще одну комнату, чтобы вместить всех желающих выступить», — вспоминает Джонсон.
В июле 2015 года она получила повышение, став руководителем в сфере правовых и коммерческих отношений. Она курировала развитие отношений с общественными и государственными организациями, поддерживала социальные и благотворительные инициативы.
Влияние на Чески
Раз в неделю Джонсон и Чески ужинают вместе. Обычно они спускаются в Bellota — испанский ресторанчик, который открылся в холле штаб-квартиры компании на Бреннан Стрит.
«Они отводят специальное время на разговоры, иначе беседа может затянуться. Чески любит подразнить Джонсон: в свободное время он занимается бодибилдингом, а она предпочитает тренироваться дома по программе P90x», — пишет Wired.
Такие «вылазки» позволяют им обсудить стратегию компанию: на работе они больше заняты решением текущих проблем. С одной стороны Airbnb — это социальное движение, и его последователи верят, что помогают делать человечество лучше. С другой — это компания с венчурным капиталом. Возникает противоречие — сможет ли Airbnb угодить двум сторонам по мере роста.
«Сейчас нам очень удобно руководствоваться миссией. Но когда компания становится публичной, ей необходимо действовать в интересах акционеров», — рассказывает Чески.
До тех пор руководителям остается надеяться, что они приняли деньги от подходящих инвесторов. Компания закрыла последний раунд в марте 2017 года: общее количество инвестиций превышает $4,4 млрд.
Численность сотрудников компании превышает 2500 человек, причем 1100 человек были наняты в 2016 году. Во время встреч Чески и Джонсон обсуждают, как увеличить скорость коммуникации и взаимодействия между сотрудниками.
По четвергам раз в две недели они проводят всеобщее собрание — отвечают на вопросы сотрудников и рассказывают о текущей ситуации в компании. Раз в неделю они проводят похожую встречу для прямых подчиненных топ-менеджеров, где собирается около 100 человек.
«Джонсон и Чески добиваются того, чтобы у всех сотрудников была одинаковая информация о происходящем. По их мнению, это упростит коммуникацию, а организационная структура дольше будет оставаться плоской», — пишет Wired.
Однако чтобы все решения не замыкались на ней, Джонсон поощряет подчиненных действовать самостоятельно. Часть обязанностей она делегировала новому главному юридическому советнику Робу Честнату. Прежде чем утвердить его кандидатуру, она провела с ним шесть встреч, которые растянулись на пять месяцев — Честнат вышел на работу в апреле 2016 года. Джонсон долго присматривается к людям, но когда начинает им доверять, то оставляет полное право принимать решения.
Трагедия
C 12 по 14 ноября 2015 года компания провела в Париже вторую ежегодную конференцию для арендодателей Airbnb Open. Стоимость посещения составляла $295, однако это не остановило пять тысяч участников.
Представители компании рассказывали о том, как собственники помещений могут увеличить доход от сервиса. Однако их целью было сплотить их и показать, что они — часть движения, которое вдохновила Airbnb.
Затем перед собравшимися выступила Белинда Джонсон. Она рассказала им, как собравшиеся могут поддержать сервис в споре с городскими властями, что компания вынуждена отвечать на угрозы со стороны регуляторов и надеется на помощь со стороны своего сообщества: «Когда человек делится своим жилищем — это диалог, а не разрушение. Как только муниципальные власти встретятся с вами, то они понемногу начнут понимать, почему совместное проживание — это благо для городов и общества».
Следом выступил специалист по политической стратегии Airbnb Крис Леган. Он пообещал, что компания представит необходимые инструменты, чтобы арендодатели могли организовать «группы защиты» в своих городах: «В будущем нас будет ждать еще больше сражений и битв, но когда сообщество превращается в движение — его не остановить».
На следующий день произошла трагедия. 13 ноября 2015 года она и еще 50 сотрудников Airbnb ужинали в баре в 18 округе Парижа. Чески был в паре кварталов — встречался в ресторане с партнерами, родителями и первыми сотрудниками.
В 21:00 в городе началась стрельба и взрывы. Позднее выяснится, что террористы устроили нападение на город, убив более 130 человек. Джонсон связалась с семьей и сообщила, что с ней все в порядке, а затем стала выяснять, что случилось с сотрудниками и участниками Airbnb Open.
Владелец бара оказался пользователем сервиса — наверху у него была свободная квартира, которую превратили в оперативный штаб. В городе было 635 сотрудников компании и более пяти тысяч участников конференции. Сперва Джонсон выяснила, все ли с ними в порядке и находятся ли они в безопасности. Когда стрельба стихла, она стала отправлять по домам тех, кто был рядом с ней. Она покинула убежище последней около 3:00.
«Миссия Airbnb — убирать барьеры, а не возводить их»
Из-за терактов отношения Airbnb с регуляторами стали еще более напряженными, кроме того, у людей появились причины опасаться незнакомцев. Чем популярнее становится сервис, тем более пристальное внимание обращают власти городов на влияние, которому подвергаются их жители. «Вряд ли иск против Сан-Франциско станет последним», — рассуждает Wired.
Однако больше всего неприятностей Airbnb доставляют внутренние проблемы, которые возникают из-за веры Чески в порядочность людей. В 2016 году профессора Гарвардского университета Бенджамин Эдельман, Майкл Лука и Дэн Свирски опубликовали исследование, призвав компанию отказаться от отображения имени и фотографии гостей, которые пытаются забронировать жилье, из-за проблемы расизма.
Людям с другим цветом кожи и необычными именами было сложнее договориться с собственниками. «Это вызывает кризис платформы, поскольку миссия Airbnb — убирать барьеры, а не возводить их», — пишет Wired.
Это задача, которую предстоит решить Джонсон. Чтобы справиться с проблемой городских властей, она поощряет появление клубов арендодателей Airbnb — всего их 64.
После того, как члены такого клуба в Чикаго совершили 42 визита в законодательное собрание города и 1500 звонков избранным представителям, власти приняли лояльное к сервису законодательство, позволив компании продолжать деятельность в городе.
Оценка компании составляет $30 млрд. Джонсон планирует решить большую часть проблем до проведения IPO, причем вопреки террористическим угрозам: «Они делают нашу социальную миссию еще более важной. Сейчас жителями разных стран, как никогда раньше, требуется узнать друг друга получше».
© vc.ru