"Серебряная стрела": удивительный югославский поезд 1963 года

Этот поезд был построен был в 1963 году в Югославии. Чудо техники имело обыкновеннейший серийный номер 611, а люди назвали его «Серебряная стрела» или «Алюминиевый поезд» — потому, что на бортах поезда был оставлен естественный цвет алюминия. Он ослепительно сверкал под южным средиземноморским солнцем.

Блогер Александр Гурин рассказывает об удивительном поезде, который мог бы стать знаменем прогресса Восточной Европы, но был незаслуженно забыт.

Строили этот поезд в железнодорожных мастерских Загреба в широкой кооперации с другими предприятиями социалистической Югославии. Всю электрическую начинку поезда изготовило народное предприятие «Раде Кончар». Оно кстати существует и сейчас и даже имеет сайт на русском языке.

Непременным условием тех, кто давал предприятиям задание на разработку, было то, чтобы поезд был изготовлен полностью из отечественных, югославских деталей. Допускалось применение только 2% импорта. Кто именно настоял именно на двух процентах импорта, неизвестно, но вполне вероятно, что это был сам маршал Тито. Не хотел маршал ни от кого зависеть — ни от западников, ни от советских или восточноевропейских товарищей.

Поезд был дизель-электрическим и состоял из четырёх вагонов — два моторных и два прицепных. Дизели и генераторы располагались в моторных отсеках перед кабинами машинистов. Мощность каждого из двух дизелей составляла сначала 735, а затем и 800 л.с.

Вместимость нового поезда составляла 192 человека, а скорость — 120 километров в час.

Поезд был разрекламирован как чудо техники, первый в Европе облегчённый алюминиевый состав. Он был выставлен на международной ярмарке в Загребе в том же 1963 году. На снимке ниже запечатлён как раз этот самый момент: посетители ярмарки осматривают необычный экспонат.

Интерьеры поезда были соответствующими его статусу.

Пассажиры сидели лицом друг к другу. Чтобы они друг у друга в ногах не путались, поезд сделали довольно просторным — расстояние от спинки одного сиденья до спинки противоположного было около двух метров.

В одном из вагонов был буфетный отсек.

Читать далее

Естественно, новые поезда были направлены на главную линию страны. Они начали ходить из Загреба в Белград. После электрификации этой линии «Серебряные стрелы» стали обслуживать линию, соединяющую Загреб с приморскими городами Задар и Сплит.

Наверное, у тех, кто разрабатывал конструкцию этого поезда были честолюбивые мечты о том, что их детище пойдёт на экспорт в разные страны. Поезд занимал призовые места на конкурсах в Аргентине и Китае, а вот в советской прессе упоминаний о нём не было. Время тогда было конфликтное: СССР и Югославия не могли договориться между собой, чей вариант социализма лучше.

Но у нового подвижного состава начались проблемы с электрооборудованием, а может и не только с ним. Тяговые электродвигатели постоянно перегорали, и в пути «Серебряную стрелу» всегда сопровождали инженеры. Один из разработчиков поезда сетовал на те самые пресловутые два процента. Вот если бы импортных деталей было не два, а хотя бы двадцать процентов, уж мы бы тогда бы…

В общем, судьба поезда была незавидной. Было построено то ли три, то ли четыре состава. Несколько лет они с грехом пополам ходили, а потом долго стояли где-то на запасном пути. В середине семидесятых их распилили.

Хотя подобные облегчённые алюминиевые поезда в то время успеха не имели нигде. Построенный чуть позже на тех же принципах американский UAC Turbotrain, тоже не стал эпохой в железнодорожном транспорте. «Турботрейн» был облегчённым и алюминиевым и даже внешне немного походил на своего югославского собрата.

Ну и последняя картинка — рекламный проспект поезда 611. «Спроектирован нашими кадрами, произведён на югославских предприятиях».

©  Популярная Механика