Сберкасса 1916 года: как проходили съемки VR-фильма «Сбербанка» с героями Шаляпина и Ахматовой

«Сбербанк» выпустил короткометражный фильм в виртуальной реальности, который показывает историческое отделение банка на Арбате, но действие в нем разворачивается в 1916 году. Фильм можно посмотреть не только в сети, но и в самом отделении с помощью VR-очков.

Героями ролика стали Константин Станиславский, Анна Ахматова, Федор Шаляпин, Владимир Маяковский и другие известные в России люди. Креативная команда, которая занималась разработкой идеи и съемками, рассказала vc.ru о создании фильма.

Идея

В видеоролике показана сберкасса во время обеда. Станиславский обсуждает постановку Мейерхольда, Шаляпин распевается, офицер заигрывает с Ахматовой, футуристы вламываются в помещение, чтобы совершить «поэтическую революцию ограблением душ». Фильмы сняли студии «Друг друга», Interactive Lab и Life Is Short в рамках проекта »1917. Свободная история», основанного Михаилом Зыгарем.

e75c690d36b4dd.jpgМихаил Зыгарьоснователь проекта »1917. Свободная история»

Фильм придумал Герман Греф. Я пришел рассказать о »1917» и том, как мы реконструируем атмосферу начала прошлого века. Несколько раз употребил словосочетание «почти как виртуальная реальность».

Греф выслушал и говорит: «Виртуальную реальность надо снимать». У «Сбербанка» те же цели, что у »1917» — образовательные. Мы меняем у молодой аудитории отношение к истории, переводим разговор о ней на современный технологический язык.»1917» убирает посредника между источниками и читателями. VR позволяет не просто зайти в историческое отделение банка, а буквально отправиться в другое время».

Съемки

Шлем должен стать машиной времени, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что он переместился в то же самое место, только на на сто лет в прошлое.

8f6508aa363c27.jpgСергей Корнихинпродюсер кинокомпании «Друг друга»

Технология производства VR находится на очень раннем этапе развития. Если ты делаешь всё от начала до конца в форме компьютерной графики, у тебя более-менее развязаны руки. Но если ты решил что-то снять, попадаешь в ситуацию первопроходцев киноиндустрии в начале 20 века. В VR нельзя снимать «под монтаж», нельзя делать разные планы и крупности, нельзя, нельзя, нельзя.

При этом все драматургические и визуальные вызовы обычного кино вполне присутствуют: нужно и поддерживать внимание зрителя, и управлять им — то есть подсказывать движением персонажей или звуком, куда именно нужно сейчас смотреть, за кем следить.

Корнихин отметил, что если в классическом кино группа работает с отдельными кадрами и их последовательностью, то в VR — с пространством. Поэтому эта технология, по их словам, требует принципиально иного, комплексного подхода к подготовке съемок.

Для съемок компания пригласила театрального режиссера Юрия Квятковского — педагога школы-студии МХАТ и постановщика спектаклей «Копы в огне» и «Кукольный дом». Квятковский предложил сценарий, в котором зритель оказывался не просто свидетелем, а центром перфоманса.

По сюжету, к нему доверительно обращаются герои: мальчик протягивает ему свежую газету, а остальные клиенты банка продолжают «жить», даже если зритель от них отворачивается. На кастинге специалисты уделяли внимание внешнему сходству актеров и персонажей. Поскольку Шаляпин должен был петь, эту роль предложили оперному басу Федору Тарасову.

Эскизы и графики:

e18604bd8c8bf4.jpgКирилл Алехинпродюсер, кинокомпания Life Is Short

В банке заканчивался ремонт, поэтому в нем мы снимать не могли. Решили построить точно такое же отделение в хромакейном павильоне. Вооружились архитектурным планом, эскизами интерьеров и за 24 часа поставили и отделали стены. В кадре масса деталей, которые как те суслики — вы их не видите, но они есть.

Например, декораторы нашли оригинальные бухгалтерские книги 1917 года, пожелтевшие, с расплывшимися чернильными пометками. Или рабочий кассовый аппарат с тугими круглыми клавишами: вбиваешь сумму, прокручиваешь рукоять и получаешь чек. Или напольные часы, которых в арбатском отделении нет, но они так органичны, что потом уже, снимая очки, зрители ищут взглядом: «А часы где? С ними лучше!»

Стандарт превизуализации в кино — раскадровка: схематичное изображение ключевых кадров. Но при съемке VR необходимо точно понимать, что происходит с каждым персонажем на протяжении всего фильма.

Художник Арсений Попов создал для фильма серию раскадровок — от простых, карандашных, до подробной 3D-визуализации с планом перемещения всех актеров. Звукорежиссер Роман Хохлов смоделировал схему озвучания и распределил по сцене больше десяти микрофонов для записи звука.

По словам продюсера студии Interactive Lab Дениса Шашкина, традиционно 360-градусное видео снимают в несколько дублей с последовательными поворотами камеры. В качестве примера он приводит другую работу своей компании — съемки чтений «Мастера и Маргариты» для Google. Однако в данном проекте это было невозможно, поскольку в фильме в каждой сцене находились 17 актеров.

e08b9178c76bde.jpgДенис Шашкинпродюсер студии Interactive Lab

При двухдублевой съемке их пришлось бы идеально синхронизировать: спросив в первом (левом) дубле, актер в ту же секунду должен был бы получить ответ от другого актера из второго (правого) дубля. При хронометраже в 7,5 минут это практически невозможно.

Поэтому мы подобрали такое сочетание настроек, расположения и комплектации камеры, которое позволило уместить всё действие в угол зрения камеры (в данном случае — около 160° объектива Canon 8mm на камере Red Dragon 6k). Недостающие 200° мы достроили с помощью компьютерной графики. Это решение дало режиссеру большие возможности по мизансценированию и обеспечило высокое качество продукта.

Планирование, подготовка и репетиции заняли двадцать два дня. Специалисты сняли видео с девятого дубля — одним кадром длительностью семь с половиной минут. После премьеры в отделении «Сбербанка» фильм разместили в интернете. За пять дней он получил 144 тысячи просмотров и 1,2 тысячи лайков на странице «Сбербанка» в Facebook.

©  vc.ru