Самолёт дня: Starr Bumble Bee II

Эта «пчёлка Майя» от авиации до сих пор держит титул самого маленького в мире самолёта, поднимавшегося в воздух. По сути, и строилась машина скорее для Книги Рекордов Гиннесса, чем для реальной эксплуатации.
  • Это не Bumble Bee II, а первый самолёт Старра, Bumble Bee. Он сохранился и экспонируется в авиационном музее Тусона (Аризона)
    Это не Bumble Bee II, а первый самолёт Старра, Bumble Bee. Он сохранился и экспонируется в авиационном музее Тусона (Аризона)
Это не Bumble Bee II, а первый самолёт Старра, Bumble Bee. Он сохранился и экспонируется в авиационном музее Тусона (Аризона)

Титул «самого маленького самолёта в мире» переходил от модели к модели достаточно часто. Первым официальным обладателем этого титула был построенный в Калифорнии Wee Bee, совершивший первый полёт в 1948 году. В следующие четыре года в борьбу вступили инженеры Рэй Ститс с самолётом Junior и Уилбур Стэйб с машиной Little Bit. В 1952-м Ститс поставил точку: его новый мини-самолёт Stits SA-2A Sky Baby имел размах крыла 2,18 метра, и рекорд держался вплоть до 1980-х. Да, основной параметр размеров самолёта — это именно размах крыла, длина может быть и чуть больше предыдущего рекордсмена.

Инженер Роберт Старр из Аризоны поставил себе задачей побить достижение Stits — и в 1984 году сделал это, подняв в воздух Bumble Bee с размахом крыла 1,98 м. Но у конструктора Sky Baby Рэя Стита был сын Дональд, который спустя полгода, в середине 1984-го поставил очередной мини-рекорд, построив самолёт Baby Bird с размахом крыла 1,90 м. Впоследствии Baby Bird, пилотируемый Харольдом Немером, успешно поднимался в воздух ещё 35 раз.

  • Это уже самолёт-рекордсмен. До падения осталось всего несколько минут.
    Starr Bumble Bee II
    Это уже самолёт-рекордсмен. До падения осталось всего несколько минут.
Читать далее

Но Старр не сдался. В 1988 году он, наконец, закончил строительство Starr Bumble Bee II с совершенно невозможным размахом крыла в 1,68 м. 8 мая 1988 года Bumble Bee II совершил свой первый полёт, и рекорд вернулся к Старру.

Но в то же время история закончилась почти трагически. Старр недооценил сложность управления своим самолётом. Он показал достаточную стабильность и продержался в воздух столько времени, сколько нужно было для фиксации рекорда —, но затем решил ещё немного полетать в своё удовольствие. И на высоте 120 метров крошечный двигатель Bumble Bee II банально заглох. Самолёт и пилот рухнули на землю. Старр чудом выжил, получив множественные переломы, от самолёта почти ничего не осталось.

Чтобы успокоить гонку Ститса и Старра, Книга Рекордов Гиннесса разделила рекорд на две части: самолёт Ститса стал самым маленьким в мире монопланом, а Старра — бипланом.

Технические характеристики Starr Bumble Bee II:

Экипаж: 1

Длина: 2,7 м

Размах крыла: 1,68 м

Масса пустого самолёта: 180 кг

Максимальная взлётная масса: 260 кг

Силовой агрегат: Continental O-190, 85 л.с.

Максимальная скорость: 305 км/ч

Крейсерская скорость: 241 км/ч

Практический потолок: 4200 м

©  Популярная Механика