Самолёт дня: Saunders-Roe SR.A/1
И до, и после войны летающие лодки рассматривались как наиболее перспективный вид самолётов. Их можно было сделать пассажирскими или грузовыми, военными или спортивными, масштабировать до любых размеров, но главное — они не требовали строительства аэродромов. Достаточно было пристани.
Вот и британская компания Saunders-Roe с середины 1943 года разрабатывала маневренную и надёжную летающую лодку для военных целей. После войны её концепция изменилась — вместо турбовинтового самолёт преобразовался в турбореактивный. Это позволило «посадить» лодку значительно глубже — одной из проблем турбовинтовых двигателей была «водобоязнь». SR.A/1 должен был, помимо всего прочего, стать прототипом более крупной пассажирской машины Saunders-Roe Princess (о ней мы тоже когда-нибудь обязательно расскажем). Читать далее
16 июля 1947 года Saunders-Roe SR.A/1 впервые поднялся в воздух. Он показал себя очень маневренным, позволяя делать в том числе фигуры высшего пилотажа, но компания столкнулась с проблемой экономического характера: война закончилась, и реактивные истребители, каким в целом задумывался самолёт, в принципе уже были не нужны. По крайней мере, пока. Другая проблема состояла в том, что двигатель Metropolitan-Vickers Beryl, под который проектировалась лодка, был снят с производства, и у Saunders-Roe оставалось весьма ограниченное количество силовых агрегатов.
В 1950 году с Корейской войной у SR.A/1 появился второй шанс —, но война закончилась слишком быстро, и прототип (всего их было изготовлено три, но два первых разбились ещё в первый испытательный период) снова остался не у дел. Сегодня он хранится в авиационном музее в Саутгемптоне.
Интересным фактом является то, что в двух прототипах Saunders-Roe SR.A/1 были установлены два первых кресла-катапульты, произведенных компанией Martin-Baker, пионером отрасли и ныне одной из крупнейших в своей области.
Основные характеристики Saunders-Roe SR.A/1:
Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,24 м
Размах крыла: 14,02 м
Максимальная взлётная масса: 7273 кг
Двигатели: 2 турбореактивных Metropolitan-Vickers Beryl MVB.2
Максимальная скорость: 824 км/ч
Практический потолок: 14600 м