Самолёт дня: «Каспийский монстр»
Экраноплан КМ был в какой-то мере гонкой за рекордом, а не по-настоящему функциональной разработкой. Впоследствии на его базе был разработан тоже весьма эффектный, но более или менее реалистичный экраноплан «Лунь» (который после списания долго ржавел в Каспийские, а ныне и вовсе неизвестно где).
КМ должен был стать самым большим экранопланом в мире. Его в КБ Алексеева разрабатывали в 1965—1966 годах в условиях строжайшей секретности. На воду его спустили в ночь на 26 июня 1966 года и в течение месяца, притопив, в полуразобранном состоянии и в основном по ночам буксировали по Волге — из Горького в Каспийск.
Испытания гигантской, 92-метровой машины велись вплоть до 1980 года. В одном из полётов его полная масса составила 544 тонны — рекорд, который побила через много лет «Мрия». 8 турбореактивных двигателей в ряд (и ещё 2 сверху) производили неизгладимое впечатление — в том числе и на западных наблюдателей, которые, конечно, о существовании машины узнали и как раз расшифровали КМ как «Каспийский монстр». Интересно, что первые публикации о советских экранопланах как таковых (не говоря о КМ) в советской прессе появились лишь в 1972 году.
КМ успешно летал на высоте 3−4 метров над водным экраном, развивал скорость до 450 км/ч. Хотя он выглядел как самолёт, его донная часть напоминала скорее корабельную.
К сожалению, история «Каспийского монстра» закончилась печально. В 1980 году умер Ростислав Алексеев, главный конструктор и идеолог машины. Вскоре после этого при очередных испытаниях пилот совершил ошибку, завалился на крыло и разбил экраноплан о воду. По неподтверждённым слухам, его просто оставили на плаву, и он через некоторое время затонул — и покоится ныне на дне Каспия.
Но красивая была машина, правда?
Основные характеристики экраноплана КМ:
Длина: 92 м
Размах крыла: 37,6 м
Максимальная взлётная масса: 544 т
Двигатели: 10 турбореактивных ВД-7
Крейсерская скорость: 500 км/ч
Максимальная скорость: 500 км/ч
Практическая дальность: 1500 км
Высота полета на экране: 4−14 м