Сайт дня: Indiegogo - краудфандинг без дедлайнов

Сегодня сайтом дня объявляется краудфандинговый сервис Indiegogo, который недавно очень примечательно изменил свои правила, сделав хорошую заявку на скорое лидерство в своей нише. Теперь всё зависит от того, как улучшения на Indiegogo будут обработаны маркетологами проекта, которые, как легко убедиться, находятся в постоянном поиске:

Фрагмент эволюции логотипа сайта IndiegogoФрагмент эволюции логотипа сайта Indiegogo

В настоящий момент Indiegogo — это главный конкурент проекта Kickstarter, про который я писал почти два с половиной года назад. В то время было очевидно, что реальных конкурентов у Kickstarter не было. Само слово «Kickstarter» часто использовалось для обозначения краудфандинга, точно так же, как слово «Skype» использовалось для обозначения интернет-телефонии. С тех пор ситуация изменилась очень заметно. Сейчас сервис Indiegogo всё чаще упоминается в новостях про интересные краудфандинговые проекты. Я уже не могу точно сказать, кто из них упоминается чаще — Indiegogo или Kickstarter. Холивары из серии «Indiegogo vs. Kickstarter» всё меньше напоминают разборки фанатов Моськи и Слона и по заряженности аргументами начинают догонять таких грандов холиварной индустрии, как «Canon vs. Nikon» или «iPhone vs. Android». Впрочем, такой ситуация была пару недель назад, а потом, 17 сентября, пока все пили Гиннесс за здоровье Святого Патрика, Indiegogo объявил в своём блоге, что начинает поддерживать «Бесконечный краудфандинг». Это возможность, которой многим очень не хватало. Возможность, которую по ряду причин очень трудно нормально реализовать. И это настоящее золотое дно как для сервиса, так и для его клиентов.

Раньше Indiegogo поддерживал только два вида краудфандинга: Fixed Funding (когда после дедлайна стартап получает либо всю нужную сумму, либо ничего, если сумма не набралась) и Flexible Funding (когда стартап получит все деньги, собранные до дедлайна, даже если ему нужно было больше). Кто не боялся остаться без инвестиций — выбирал первый вариант, а кто игнорировал угрозу кризиса недофинансирования — выбирал второй. Главное, что дедлайн был у всех, и нужно было тонко рассчитывать, на какой срок его ставить. Ранний дедлайн предполагает высокую вероятность собрать мало денег, а поздний дедлайн означает, что придётся долго ждать. Новая опция на Indiegogo называется Forever Funding и в ней деньги можно собирать даже после того, как первый транш получен. Пока Forever Funding заявлен как «пилотный проект». В мире бизнеса так называется самая сырая разновидность пре-альфа версии. Команда Indiegogo старается внедрять новую форму краудфандинга крайне осторожно и не боится, что конкуренты спохватятся и догонят. Дело в том, что такую схему, как Forever Funding легко придумать, но сложно организовать так, чтобы бизнес был и прибыльным, и привлекательным, и устойчивым к мошенническим атакам. Indiegogo ищет баланс методом проб и ошибок, и либо добьётся успеха, либо на его ошибках будут учиться другие.

Главная страница сайта IndiegogoГлавная страница сайта Indiegogo

Большая часть отзывов об идее Forever Funding показывает, что люди в сети отлично понимают, что эта идея привлекательная, но далеко не все понимают насколько. Дело в том, что Forever Funding — это не только возможность собрать побольше денег на стартап, это ещё возможность быстрого старта с минимальными рисками.

Только представьте, каково человеку, который только что получил деньги на Indiegogo или на Kickstarter. Да, у него есть деньги, есть хорошая идея и есть задолженность по обещаниям инвесторам. Он может выпустить продукт, раздать его часть инвесторам, с трудом продать остальную часть и оказаться в очень неудобной ситуации, когда у него есть бизнес, но нет никаких каналов распространения. Первый ажиотаж уже прошёл, о его стартапе уже начинают забывать, все энтузиасты, которым не нужно продвигать продукт, уже отоварены, а приток новых нужно ещё создать. Конечно можно заложить в стоимость проекта затраты на хороших менеджеров, рекламу, дистрибьюцию, и тому подобное. Проще говоря — на полноценное построение бизнеса от пробной партии до прибыльного поточного производства. Вот только собрать такую сумму будет намного сложнее, а просадить её без результата (и обидеть инвесторов) — намного проще.

Стартапер, который выбирает Forever Funding, получает постоянный канал продаж, источник финансирования любых инноваций, автоматическую бесплатную рекламную площадку и сокращение организационных расходов. Теоретически, можно построить бизнес, ориентированный исключительно на распространение через краудфандинговый сервис. Не каждый опытный бизнесмен сможет перечислить все статьи расходов, на которых создатель такого бизнеса сэкономит. Дополнительный бонус — отсутствие ситуаций, когда обязательства сильно превышают наличные ресурсы, то есть отсутствие серьёзных рисков. В конце концов, успешный бизнес, работающий через Forever Funding может привлечь обычные инвестиции и выйти на следующий уровень, если это будет нужно.

Тут самое время напомнить, что Indiegogo берёт со всех собранных денег весьма заметную долю — от пяти до девяти процентов. Какие проценты будут на Forever Funding ещё не ясно, но понятно, что не маленькие. В случае успеха «пилотного проекта» речь идёт о целых процентах со всего бизнеса подобного рода. Что ж, пожалуй я тут ничего не буду писать об основателях Indiegogo. Если у них не получится, то и не стоит, а если получится — Forbs всё напишет за меня.

Знаете ещё хорошие сайты? Пишите на sitesoftheday@ferra.ru.

©  Ferra.ru