Сабай-Сабай и ecommerce: что нужно знать об интернет-рынке Таиланда
Директор инвестиционного фонда Ad.ru Олег Дронов рассказал об особенностях этой страны и дал советы тем, кто хочет запустить бизнес в Таиланде.
В последние годы многие россияне открыли для себя Таиланд как популярное туристическое место. Считается, что в Таиланде развита лишь сфера туризма, но это не так: сегодня многие секторы экономики Таиланда переживают бурный рост.
Наш фонд занимается масштабированием стартапов на зарубежных рынках, поэтому мы изучаем страны, которые кажутся нам перспективными. Таиланд — одна из таких стран.
Демография и проникновение Интернета
Таиланд — это быстро меняющееся государство с развивающейся экономикой и населением 70,5 млн человек. Половина из них — люди младше 35 лет. Интернет-рынок Таиланда крупнее, чем российский, а средний таец проводит в интернете на три часа больше, чем россиянин.
В глобальную сеть вовлечены 76% тайцев в возрасте 15–19 лет и 52% жителей в возрасте 20–29 лет. С учётом распространения Интернета в сельскую местность количество активных пользователей, которые трудоспособны и располагают собственными финансами, будет неуклонно расти.
Смартфоны или ПК
Таиланд — страна победивших смартфонов. Ими пользуются 24 млн тайцев (всего в мире — 2,3 миллиарда пользователей). Это составляет 80–90% от числа всех пользователей интернета в стране. Большинство тайцев приобретают Android-смартфоны среднего и премиум-сегмента. Соотношение Android и Apple — примерно 70 к 30.
Спрос на мобильный интернет значительно возрос в благодаря растущей популярности социальных сетей, таких как YouTube, Hi5, Twitter, Facebook. У большинства жителей Таиланда нет собственного компьютера, однако в стране существует множество дешёвых интернет-клубов, а уровень компьютерной грамотности высок по сравнению с другими странами Юго-Восточной Азии.
Соцсети
В плане социальных сетей и мессенджеров Таиланд не отстаёт от остального мира. Наибольшей популярностью в стране пользуется Facebook: его используют 75% населения или 52 млн человек, что ставит Таиланд на девятое место в мире по количеству пользователей Facebook.
Для тайцев Facebook стала аналогом всего интернета. Здесь они не только общаются, но и узнают новости, ищут информацию и даже делают покупки. На страницах Facebook, YouTube, и Google Plus активно рекламируются самые разные товары. Также быстрыми темпами развивается реклама в Instagram и Line.
Ecommerce
В сегмент электронной коммерции Таиланда вовлечены 12,1 млн человек. По прогнозам, ещё 1,8 млн пользователей перейдут на онлайн-шоппинг к 2021 году. За год тайский пользователь тратит $243 на онлайн-покупки, и эта сумма вырастет до $382 к 2021 году.
Общий доход по ecommerce по всем категориям товаров составляет $2,9 млрд в год и к 2021 году достигнет $5,3 млрд. В настоящее время электроника является ведущей категорией покупаемых продуктов, на долю которой приходится $1,3 млрд. Следом идет мода ($525 млн в год). Согласно прогнозам, к 2021 году эта категория станет еще более популярной и будет приносить доход в $1,3 млрд.
Популярные сайты ecommerce
В Таиланде существуют как международные, так и местные онлайн-магазины. Мировые игроки, вроде Amazon, eBay и Agoda, остаются популярными. В то же время WeLoveShopping и Pantipmarket, локальные рынки c2c и онлайн-сообщества становятся сильными соперниками, которые могут удовлетворить локальные предпочтения жителей. Среди таких площадок- Pantip, Lazada, Lwn Shop, Tarad.
Что примечательно, 51% интернет-покупателей приобретают товары напрямую через социальные сети. В этом плане Facebook, YouTube, и GooglePlus являются ведущими площадками. Площадки типа Alibaba и Lazada восприняли тенденцию и также развивают свои страницы в соцсетях.
Огромной популярностью пользуются сайты знакомств вроде Badoo. Также стоит обратить внимание на телевидение. В Таиланде всё ещё популярны ТВ-шоу: вовлечённость людей в ТВ составляет 80–90% от общего населения.
Онлайн-платежи и регуляция
Несмотря на наличие сегмента электронной коммерции, значительное число платежей за покупки в онлайне всё ещё совершается в офлайне. К таким способам относятся оплата после доставки или оплата через прилавок — наличными. Вместе эти способы составляют 35% от всех платежей в Таиланде.
Несмотря на то, что практически у каждого тайца есть личный счёт в банке, в Таиланде живёт менее 8 млн держателей кредитных карт. Digital-платежи, производимые в онлайне, совершаются с помощью банковских переводов (это примерно 30% oт всех платежей). Тем не менее использование кредитных карт для оплаты покупок из года в год растёт.
В связи с возросшей активностью различных криминальных организаций, связанных с интернет-мошенничеством, с 2017 году военные, полиция и регулирующие органы пристально следят за рекламой в интернете и за любой другой информацией в сети.
Важные нюансы, которые надо знать, чтобы открыть бизнес в Таиланде
Первое и самое необходимое действие — полная легализация деятельности согласно действующему тайскому законодательству. Это поиск решений, не нарушающих закон, жёсткая работа с юридической и экономической составляющей бизнеса, проработка схем взаимодействия, введения и выведения денег, легализация бизнес-процессов, открытие части доходов для оплаты налогов, оформление всех необходимых разрешений, лицензий, официальное оформление сотрудников и так далее.
До недавнего времени в Таиланде работало огромное количество скамеров из Европы, Америки и Африки, а также мошенников, которые нарушали законы и правила работы в интернете: они не получали необходимые лицензии на продаваемые продукты, запускали заведомо ложную рекламу и так далее.
В конце концов эта ситуация привлекла к себе огромное внимание со стороны властей: поднялась волна проверок, разрабатываются новые законы контроля и регуляции интернет-рекламы и деятельности в сфере ecommerce.
В реалиях Таиланда необходимо, чтобы все ваши операции и данные по доходам были прозрачны. Работать в минус или около нуля на данный момент неприемлемо. Это только привлечёт интерес и внимание как регулирующих органов, так и военного правительства Таиланда.
В стране есть проблемы с действием Конституции — её исполнение полностью зависит от решений военного правительства, которое может использовать закон в своих интересах.
Оплата с помощью банковских карт не столь распространена, как в странах Европы, и составляет примерно 30% от всего объёма операций с деньгами. Поэтому нужно быть готовым к тому, что большинство сделок будет проводиться с помощью наличных. Ваша бизнес-модель должна учитывать этот нюанс.
Всё, что связанно с религией, королевской семьёй, военными, правительством — табу. Нельзя высмеивать культурные ценности, нельзя искажать исторические факты или менталитет.
Также стоит грамотно выстраивать отношения с местными подрядчиками: обговорить все нюансы работы и чётко обозначить ваши требования, дабы работа на рынке не превратилась в суматоху.
Вывод
Таиланд — единственная страна в Юго-восточной Азии, которая не была подчинена европейцами во время колониальных войн. Это одна из самых важных ценностей для тайца после короля и собственного достоинства. Карма, Буддизм, ощущение вечного лета — всё это неотъемлемая часть культуры и поведения тайцев.
Чтобы понять, как вести бизнес в Таиланде, надо выучить фразу «сабай-сабай» — это когда человек чувствует себя комфортно, удобно, тепло и сыто. Эта фраза описывает менталитет тайцев: они никуда не торопятся и чувствуют себя непринуждённо, даже если это ваши сотрудники и партнёры. Учитывайте это при планировании выхода на тайский рынок.
Создавать бизнес в Таиланде очень интересно и выгодно. Данный анализ составлен с опорой на интернет-сегмент, но в Таиланде также существует множество успешно развивающихся офлайн-стартапов.
#переезд
© vc.ru