Российские топ-менеджеры верят в SaaS-революцию, но не торопятся в «облака»

По информации системного интегратора «Корус Консалтинг», поставщики ИТ-решений продолжают развивать SaaS-направление, считая его одним из самых востребованных и перспективных на сегодняшний день. С тем чтобы выяснить, что думают о технологиях SaaS-потребители — топ-менеджеры российских предприятий, а также изменилось ли за последнее время осторожное отношение к решениям, доставляемым из «облака», «Корус Консалтинг» провел собственное исследование среди 60 руководителей и руководящих сотрудников российских крупных и средних компаний в таких отраслях, как телеком, нефтегазовый сектор, транспорт, логистика, медицина, ритейл.

По данным «Корус Консалтинга», 34% опрошенных экспертов отметили, что в их компаниях уже используются SaaS-технологии, при этом 45% заявили, что такие технологии не используются, но данный вопрос активно изучается. Другие 9% респондентов внедряют SaaS-решение в настоящее время. О том, что SaaS-технологии не используются и пока не планируется их применение, заявили 12% опрошенных.

Считается, что малые и средние предприятия являются основными потребителями SaaS-модели корпоративных информационных систем. Как правило, это связано с тем, что в целом средний бизнес не обладает ресурсами, необходимыми для приобретения и успешного развертывания широкофункциональных корпоративных информационных систем на собственном оборудовании, пояснили в «Корус Консалтинге». Однако 80% участников опроса отметили, что крупные предприятия также могут получить преимущества от перехода на использование SaaS-модели.

Такие преимущества, как низкие начальные инвестиции, большая эластичность используемых ресурсов, сокращение текущих операционных расходов и расходов на техническое обслуживание, являются важными факторами для крупных предприятий, считают респонденты.

Для средних компаний значительное влияние на намерение использовать SaaS оказывает простота развертывания и использования ИТ-решения, снижение потребности в консалтинге и поддержке. Следствием этого являются не только экономия средств и сокращение сроков, но и более предсказуемый результат проекта, подчеркнули в «Корус Консалтинге».

По данным компании, крупные предприятия в SaaS-проекте предпочли бы работать с известным системным интегратором или крупным провайдером, тогда как для среднего бизнеса не играет существенной роли размер и известность бренда SaaS-поставщика.

Как показало исследование, важным фактором при принятии решения о внедрении SaaS-модели являются техническая совместимость и легкость интеграции таких решений с уже имеющимися на предприятии информационными системами — это отметили 68% респондентов.

Главным недостатком, связанным с моделью SaaS, российские руководители — 72% опрошенных — считают отсутствие уверенности в том, что SaaS-провайдеры смогут обеспечить требуемый крупным предприятиям уровень надежности, управляемости и поддержки, говорится в сообщении «Корус Консалтинга». Как считает один из топ-менеджеров, сегодня российские поставщики SaaS-решений недостаточно внимания уделяют «разъяснительной работе» — элементарному пропагандированию нового способа доставки ПО клиенту. «Возможно, что благодаря современному оборудованию, широким каналам связи и отлаженным бизнес-процессам риски модели действительно сведены к минимуму, но мы об этом ничего не знаем», — отметил другой руководитель.

Также среди ИТ-руководителей существует мнение, что использование модели SaaS может привести к организационным изменениям, «эрозии» власти ИТ-отдела и потере контроля над ресурсами предприятия, а как следствие — снижению влияния ИТ-директора в компании. Это один из главных барьеров к принятию SaaS-решений на уровне CIO, считают респонденты.

Между тем, 53% опрошенных руководителей полагают, что в ближайшем будущем концепции «ПО как сервис» и облачных вычислений изменят традиционное представление о способах поддержки бизнеса с помощью ИТ. Однако 47% респондентов настроены более пессимистично и не верят в революционные изменения, которые может произвести в бизнесе модель SaaS.

По уровню популярности «облачных» решений среди руководителей по-прежнему лидируют почтовые сервисы (72%), CRM (15%) и бухгалтерские, финансовые программы (13%), сообщили в «Корус Консалтинге».

Отметим, что в исследовании «Корус Консалтинга» приняли участие владельцы компаний, административные менеджеры, управляющие директоры (29 человек), финансовые директоры (12 человек), CIO (9 человек), ИТ-специалисты (10 человек).

©  CNews