С высоты полета дрона: Для кого работает российский производитель беспилотников

Сооснователи российской компании «Цуру Роботикс» — финалиста трека Robotics акселератора GenerationS-2015, организованного РВК — познакомились в Массачусетском технологическом институте. Вернувшись в Россию, они начали производить беспилотники для эксплуатации в экстремальных условиях. Журналист Валерия Позычанюк выяснила, зачем стартап решил производить защищённые «летающие камеры.

В 2012 году Сколковский институт науки и технологий набрал первый пробный курс в 20 человек. Их поделили на группы и сразу же отправили на год учиться в самые технологически продвинутые зарубежные вузы, среди которых, конечно, был и бостонский MIT. Именно там познакомились выпускник МГУ Никита Родиченко и выпускница Физтеха Анастасия Уряшева — основатели «Цуру Роботикс» — российского стартапа, который производит «неубиваемые» беспилотные летательные аппараты.

79f39b5418bf7a.jpg

«В MIT все занимались чем кому хотелось. У нас был год, нам платили нормальную стипендию, на которую можно было жить, и нам оплачивали понравившиеся курсы по специальности. Никита попал в лабораторию SENSEeable City Lab, в которой как раз разрабатывали беспилотники. Это было стопроцентное попадание: у Никиты образование связано с системами управления, поэтому всё, что касается роботов, ему очень подходит», — рассказывает Анастасия Уряшева.

Тема беспилотников оказалась близка и ей: Анастасия — ИТ-специалист, она всю жизнь разрабатывала ПО и написала диплом по обработке больших данных.

Когда оба вернулись из Бостона, научный руководитель Уряшевой нашел для них подработку: нужно было собрать один из первых российских конвертопланов. Это беспилотник с гибридной схемой: и мультикоптер, и самолет одновременно, с пропеллерами, и крыльями. Взлетает он вертикально, а потом поворачивает пропеллеры и летит на крыльях.

«Конвертоплан совмещает в себе все плюсы самолета и мультикоптера, он может далеко летать, но может и зависнуть в воздухе. Правда, это делает его сложнее в управлении и разработке, нужно стабилизировать беспилотник в обоих режимах и в моменты поворота винтов», — объясняет Анастасия.

Схему расположения винтов и крыльев для этого аппарата придумал основатель компании «Новые технологии» (сейчас aeroXo) Элдар Разроев. «Цуру Роботикс» разработала летающий прототип и систему управления. «У нас это получилось, до сих пор в мастерской лежит работающий прототип того конвертоплана», — говорит Уряшева.

Пока студенты работали над заказом, у них накопились наработки и идеи для создания собственного беспилотника, и за несколько месяцев команда разработала и собрала новый конвертоплан. «Конвертоплан стал нашим проектом для продвижения: мы ездили на все конференции, общались с разными людьми и в итоге поняли, что на нем денег не заработаешь. Был 2014 год, и никто еще толком не понимал, зачем вообще нужны конвертопланы», — вспоминает директор по развитию «Цуру Роботикс».

Тогда команда решила отложить проект до тех пор, когда будут деньги, чтобы развивать научную базу: начинающему стартапу тяжело разработать полностью готовое конкурентоспособное устройство.

Перед компанией встал вопрос, что делать дальше. Нужно было найти незанятую нишу на рынке беспилотников. «На рынке в тот момент не было профессионального, но доступного, надежного и простого устройства, с помощью которого можно было бы не снимать профессиональное видео, а быстро осмотреться, и мы решили его сделать. Мы разработали защищенный беспилотник с простой системой управления. По сути, это неубиваемая камера в воздухе. Это профессиональное устройство, но продается оно по цене любительских. Профессиональные коптеры, которые доступны на военном рынке, стоят от 1,5 миллиона рублей, а наше устройство — около 100 тысяч рублей», — говорит Уряшева.

Коптеры «Цуру Роботикс» защищены от воды и пыли. Летать они могут в любую погоду: в дождь, снег, метель. Снизу на корпусе квадрокоптера установлены специальные ребра жесткости: на испытаниях беспилотник роняли на поле с высоты 350 метров и с ним ничего не случилось.

Вторая особенность — простое управление. На пульте один джойстик и две кнопки, и, по словам разработчиков, научиться «летать» можно за минуту. Там же расположен экран, на который выводится видео с камеры устройства. «Мы сделали масштабируемый беспилотник с максимально упрощенной системой управления, который, к тому же, очень легко собирать», — говорит Уряшева.

Платы для квадрокоптеров «Цуру Роботикс» печатает в Зеленограде, а сами устройства команда собирает вручную в мастерской «Сколтеха», где есть все необходимое для быстрого прототипирования: паяльные станции, фрезеры, 3D-принтеры. Пока поставки небольшие, самостоятельно собирать беспилотники — не проблема, но уже в этом году проект надеется выйти на крупные заказы, и поэтому ищет завод, где можно дешево и быстро производить устройства.

Сейчас квадрокоптеры проходят испытания «в поле». За тестовыми образцами к компании обращаются охотники, скалолазы, фермеры, мобильные операторы, охранные компании и МЧС. «Бригадам, которые осматривают и чинят вышки, нужны беспилотники, чтобы осмотреться и понять, куда лезть и что чинить. А с НИИ противопожарной обороны МЧС у нас уже подписан договор о сотрудничестве. Они были первыми, кто сказал, что мы делаем очень нужное устройство», — рассказывает Анастасия Уряшева.

a0b8a52e35c582.jpg

Беспилотник летает только на ручном управлении и не работает автономно. Разработчики уверены, есть много задач, которые без ручного управления решить просто нельзя. «Как происходят автономные полеты: на карте GPS устанавливаются определенные точки, по которым летит беспилотник, и летит он по прямой от одной точки до другой. Но если, например, нужно осмотреть вышку, то придется облететь вокруг, а автономно этого не сделать, нужно управлять руками», — объясняет Уряшева.

Правда, в будущем возможность автономных полетов в квадрокоптере должна появиться, чтобы можно было не программировать миссию, а просто обвести на экране нужную зону полета.

Стартап стал одним из пяти финалистов трека и выиграл приз от Huawei — двухнедельное обучение в акселераторе корпорации в Китае. «Они нам очень подходят, потому что делают платформы для смартфонов — устройств очень схожих с малыми беспилотниками. С ними мог бы получиться очень интересный совместный проект», — говорит Уряшева.

Сейчас команда ищет инвестора. С инвестициями в робототехнику в России всё сложно, считает сооснователь «Цуру Роботикс», поэтому, если заключить сделку все-таки получится — это будет удача. Кризиса команда не боится. «Да, рынок беднеет, дорожают зарубежные датчики и компоненты, но кроме этого мы не чувствуем особых изменений. На самом деле, замечательно, что наше становление попало на кризис, если мы справимся с этим сейчас, то потом мы справимся с чем угодно. Да и экспортом сейчас заниматься выгодно как никогда», — считает сооснователь компании.

Комментарии экспертов

03a4e120545f79.jpgСергей Митрофанов, Основатель компании Mitrofanov&Partners, управляющий партнёр Pulsar Venture Capital

Проблема не в том, что на рынке беспилотников нет решений, а в том, что мы пока не понимаем, зачем они нам нужны. «Цуру Роботикс», в отличие от большого числа проектов, создающих игрушки, все-таки фокусируется на профессиональном использовании, они одни из пионеров, ищущих профессиональное применение технологиям летающих роботов.

Команда пытается взглянуть на этот вопрос под другим углом: как эту возможность встроить в нашу профессиональную жизнь или в хобби. Ведь если человек готов покупать серьезную экипировку для своего увлечения, то для него хобби тоже становится частью профессиональной деятельности. Например, беспилотник вполне мог бы стать частью профессиональной экипировки экстремального спортсмена, охотника или игрока в пейнтбол.

90e14e397c37ea.jpgЕкатерина Ядова, Проректор по ДПО Московского технологического института, оператора направления Robotics акселератора GenerationS

«Цуру Роботикс» выбрали сложную нишу для бизнеса. На мировом рынке беспилотников высокая конкуренция, разработок и сильных команд в этой сфере очень много. Развиваться рынку мешают несколько барьеров. Существуют законодательные ограничения, беспилотникам много где летать нельзя. Существует и психологический барьер: потребители пока готовы воспринимать беспилотники только как игрушки, но не как инструмент для профессиональной деятельности.

Однако «Цуру Роботикс» — это, в первую очередь, очень сильная команда. И поэтому у проекта большие перспективы. Инвесторы и крупные компании оценивают именно то, какие люди работают в стартапе. Кроме того, компания пытается одновременно разрабатывать несколько решений, связанных с одной темой, а это правильный подход.

©  vc.ru