РВК предложила мотивировать сотрудников госкомпаний акциями

Российская венчурная компания предложила выдавать сотрудникам госкомпаний опционы. Таким образом компания рассчитывает повысить в госструктурах уровень инновационного развития

Один из способов повышения уровня инновационности госкомпаний — предоставление ее сотрудникам опционов. Такой вывод содержится в «Национальном докладе об инновациях в России 2016», итоговый вариант которого Российская венчурная компания (РВК) представила на Гайдаровском форме в пятницу, 13 января. Речь идет о мотивации высших руководителей, сотрудников среднего звена и ключевых специалистов, а также членов советов директоров госкомпаний, говорится в докладе.

«Сотрудник, владеющий опционом на акции компании, заинтересован в долгосрочном росте их стоимости и, следовательно, будет иметь больше стимулов для реализации долгосрочных проектов с горизонтом пять-десять лет», — говорится в докладе. Подчеркивается, что «в условиях краткосрочности текущих контрактов менеджеров (максимум три года) необходимо обеспечить непрерывность действия опциона — его действие не должно прекращаться после окончания срока действия контракта менеджера»​.

​Помимо внедрения опционных программ среди мер повышения инновационности в госкомпаниях РВК приводит также внедрение мотивации от прибыли корпоративных венчурных фондов, системы ключевых показателей эффективности (КПЭ), а также расширение списка компаний, входящих в прогнозный план приватизации. Приватизация необходима и для того, чтобы часть акций госкомпаний оказалась в свободном обращении и могла участвовать в опционной программе. При этом в докладе отмечается, что в 2015 году в Гражданский кодекс были внесены понятия «опцион на заключение договора» и «опционный договор», что должно снять одно из основных ограничений на использование данного механизма мотивации.

Как заявил, выступая на форуме, заместитель гендиректора и программный директор РВК Евгений Кузнецов, госкомпании — один из основных потребителей инноваций, но их разработка сосредоточена в независимых компаниях. Исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям Владимир Костеев предложил разрешить госкомпаниям направлять часть дивидендов в венчурные фонды. По его словам, необходимо на законодательном уровне разрешить госкомпаниям рисковать деньгами. Также нужно снять ограничения на испытания инновационных решений в ЖКХ и энергетике, на нефтяных объектах. «Существующая система риска не позволяет многим компаниям пробовать разработки в реальных условиях, что сдерживает их развитие», — отметил Костеев.

РВК готовит подобный доклад ежегодно. Но, по словам Кузнецова, нынешний документ должен иметь большее практическое применение, чем в предыдущие годы. Анна Бойченко из экспертного центра правительства, выступая на форуме, сообщила, что по итогам доклада планируется «дать большое количество поручений». В ближайшее время РВК будет собирать предложения и замечания по докладу, и во втором квартале планируется вынести доклад на рассмотрение президиума Совета при президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию, сообщил Кузнецов корреспонденту РБК в кулуарах форума.

Опционы в работе

В 2015 году идею введения опционов для топ-менеджеров госкомпаний обсуждали в Росимуществе. «Сейчас кризис, отличное время для этого — это долгосрочная мотивация менеджмента и замена денежных инструментов инструментами опционов и, соответственно, участие в прибыли организации и передача акций сотрудникам компаний. Чем тяжелей кризис и чем сложнее с ликвидностью, тем лучше работают долгосрочные мотивации», — рассказывала возглавлявшая на тот момент Росимущество Ольга Дергунова.

Сейчас сотрудников госкомпаний мотивируют с помощью премий. С 2015 года они рассчитываются, исходя из КПЭ. Однако в докладе РВК приводит мнение экспертов, что управление инновациями через КПЭ неэффективно, так как «нет реальной ответственности и санкций за их невыполнение, недостижение КПЭ не влияет на дальнейший карьерный путь менеджера».

Однако даже в существующем виде мотивирование сотрудников госкомпаний может обернуться скандалом. В конце 2016 года Генпрокуратура начала доследственную проверку в отношении главы «Почты России» Дмитрия Страшнова, посчитав некорректной выплату ему 95,4 млн руб. премии за 2014 год. По версии Генпрокуратуры премия менеджеру должна была составить 3,2 млн руб., поскольку в тот год предприятие оказалось бы убыточным, если бы не получило целевое финансирование из федерального бюджета в размере 5,4 млрд руб. Знакомый Страшнова, в свою очередь, объяснял, что предприятие получило эти средства к качестве субсидии за оказание убыточной услуги «подписка» и работу в регионах Крайнего Севера. По правилам бухгалтерского учета такие выплаты являются дополнительным доходом, а чистая прибыль начисляется после получения всех доходов.

В «Почте России» не стали комментировать возможность внедрения опционов для сотрудников госкомпаний.

Инновационность в госкомпаниях

В докладе указывается, что в 2000–2015 годах доля отечественных самолетов в парке «Аэрофлота» упала с 75 до 11%. Экспорт российских автомобилей производства АвтоВАЗа, Sollers и ГАЗ в этот же период снизился с 53 тыс. до 36 тыс. штук в СНГ и с 31 тыс. до 8 тыс. в остальные страны мира. В нефтегазовом секторе из-за отсутствия инноваций, по приведенному в докладе прогнозе Минэнерго, ожидается падение добычи нефти на 6% в 2025 году.

Сейчас государство в своей инновационной политике сосредоточено на поддержке науки и образования, обеспечении условий для предпринимателей и венчурных инвесторов, целевой поддержке стартапов, но «инновационного рывка не происходит», говорится в докладе. Там объясняется, что в отличие от других стран в России достаточно низкий уровень развития инноваций в крупных компаниях. В 2011–2014 годах на них приходилось 33% полученных страной патентов, тогда как в Германии показатель равнялся 96%, в США — 95%, в Финляндии — 92%. При этом по сравнению с другими странами в России именно на крупный бизнес приходится подавляющая часть экономики (79% ВВП), а основная часть крупного бизнеса в стране — это компании с госучастием.

Высокая доля госсобственности дополнительно снижает мотивацию менеджмента что-либо менять, говорится в докладе. Поведение менеджера отличается от поведения реального собственника: интересы первых направлены на краткосрочные выгоды и «расширение своих «бизнес-империй», часто «за счет долгосрочной стоимости компании». 

©  РБК