Русские в Швейцарии: какие компании открывают подразделения в «центре Европы»
Расширение бизнеса на европейские и другие международные рынки начинается с выбора страны для регистрации, переноса части операционной деятельности или полноценного переезда команды. Многие российские компании и предприниматели уже выбрали Швейцарию — она расположена в самом сердце Европы, обладает сильным брендом, предлагает льготы для предпринимателей и поощряет развитие иностранного бизнеса.
Рассказываем, какие российские компании и стартапы из различных отраслей уже развиваются на рынке Швейцарии и почему они выбрали именно эту страну.
Материал публикуется при поддержке международной организации по продвижению торговли и инвестиций Switzerland Global Enterprise и её российского представительства — Швейцарского центра содействия бизнесу в России.
Интернет и рекламные инструменты: «Яндекс»
Швейцарская команда «Яндекса» помогает клиентам из Европы выбирать и использовать рекламные инструменты и другие сервисы для работы на российском рынке. Офис в швейцарском городе Люцерне компания открыла в 2012 году вслед за представительствами в Турции и США.
Место для офиса выбирали таким образом, чтобы команде было удобно взаимодействовать с клиентами из любой европейской страны — организовывать встречи, проводить мероприятия и семинары. Швейцария в силу своего расположения и инфраструктуры оказалась оптимальным вариантом.
Сейчас в швейцарской команде «Яндекса» работает около десяти человек. Руководство представительства планирует расширять деятельность офиса и наращивать штат. «Огромный и ненасыщенный российский рынок интернет-торговли привлекает все большее количество иностранного бизнеса, которому требуется реклама и инструменты продвижения своих товаров. А значит, работа для «Яндекса» найдется всегда», — говорит глава офиса Бернар Люке.
Многие зарубежные проекты стремятся продавать свои товары на растущем российском интернет-рынке, но часто не знают, как продвигать продукты в России и как подступиться к пользователям. Эти проблемы им и помогает решить швейцарское представительство «Яндекса». Работники компании отмечают, что чаще всего к ним обращаются малые и средние организации, у которых не очень много опыта в освоении новых рынков.
Для своих клиентов швейцарское представительство «Яндекса» организует семинары, на которых обучает компании пользоваться доступными инструментами: «Яндекс.Директом», настройкой контекстной и баннерной рекламы, сервисами для бизнес-аналитики и торговой площадкой «Яндекс.Маркет». О своих продуктах компания также рассказывает на профильных конференциях, выставках, B2B-мероприятиях.
Сейчас команда работает с несколькими сотнями клиентов из Европы — в том числе, с компаниями UBS, Rolex, Swiss International Airlines, Booking.com, SIXT, Trivago, Lufthansa и Blablacar. Самые востребованные инструменты в Европе, по словам представителя «Яндекса», — «Директ» и «Маркет».
«Яндекс» также наладил программу международного обмена с швейцарской Политехнической школой Лозанны (EPFL). Студенты учебного заведения приезжают в Россию на стажировку в Школу анализа данных (ШАД) «Яндекса», а российские студенты Школы участвуют в научных программах швейцарских университетов.
Почему Швейцария
- Географическое положение. По словам руководителя швейцарского офиса «Яндекса» Бернара Люке, когда встал вопрос о поиске страны для команды, которая будет общаться со всеми европейскими клиентами и много летать на встречи, решение пришло почти сразу: офис нужно было расположить в центральной части региона. Швейцария находится в самом сердце Европы и является крупным транспортным хабом.
- Юридическая и финансовая стабильность. Крупной ИТ-компании требуется место, в которой руководство сможет планировать свою деятельность и инвестиции на долгие годы вперёд. Швейцария — страна с высокой покупательской способностью, цены в ней год от года меняются лишь незначительно, а её валюта — одна из наиболее привлекательных в Европе для создания резервов.
Инструменты для архитектуры и строительства: Revizto
Revitzo — международная ИТ-компания, которая занимается разработкой инструментов для архитектурного 3D-проектирования. Как и многие другие компании, открывшие представительство в Швейцарии, разработку Revizto ведёт в России, а за рубежом продаёт свой продукт.
Инструменты компании помогают строительным организациям со всего мира экономить: по словам основателя Revizto Армана Гукасяна, при строительстве около 30% бюджета закладывается на исправление ошибок при создании макета. Связано это с тем, что проектирование ведётся на 2D-чертежах, которые не позволяют предусмотреть все тонкости, вовремя заметить и исправить нестыковки.
Клиенты Revizto работают в 150 странах мира, и для проекта оказалось важно найти страну, в которой будет удобнее всего вести бизнес. Гукасян окончил обучение в Швейцарии — так что успел познакомиться с её культурой и изучить особенности жизни и ведения бизнеса в ней.
Швейцария имеет федеративное устройство и поделена на кантоны. В каждом из них действует местная экономическая ассоциация, которая занимается поддержкой иностранных предпринимателей. Её наличие стало важным фактором, который сыграл свою роль в выборе компанией Revizto кантона Во. Такие организации есть в большинстве кантонов — они помогают зарубежным предпринимателям зарегистрировать компанию, разобраться в законодательных тонкостях и начать своё дело.
Почему Швейцария
- Поддержка любого инновационного бизнеса со стороны властей. Руководство кантонов делает всё, чтобы привлечь в страну больше предпринимателей. «Сами чиновники могут представить вас потенциальным бизнес-партнерам, дистрибьюторам, консультантам или банку. В целом, сотрудники департаментов по экономическому развитию здесь — это ваш проводник в бизнес-среду региона», — рассказывает генеральный директор биомедицинского центра «Наполи» Сергей Брусов, побывавший в Швейцарии. Есть и организации, которые бесплатно консультируют предпринимателей, решивших расширить бизнес в Швейцарию, — например, Swiss Business Hub (Швейцарский центр содействия бизнесу в России).
- Низкое налогообложение. Федеральная ставка налога с прибыли предприятий в Швейцарии составляет 12% — ниже, согласно исследованию аналитической компании PwC, налоги только в Ирландии. К этому налогу добавляется налог, установленный руководством кантона — в каждом регионе размер таких выплат различается, но не превышает 18%. Ставка НДС составляет 8%.
Дроны: Fly & Film и Gamaya
Стартапы Fly & Film и Gamaya, основанные выходцами из России, занимаются разработкой сервисов для сельских хозяйств. Стартапы продают фермерам инструменты, которые помогают следить за состоянием посевов и оценивать урожай с воздуха — при помощи съёмки с дронов.
Вся разработка и сборка дронов проекта Fly & Film ведётся в Швейцарии с 2010 года. Дроны компании способны не только снимать посевы с высоты, но и опрыскивать их, выявлять различные заболевания и вредителей, следить за стадами животных, замерять температуру их тела. Мультиспектральные камеры для съёмки и другие запчасти для дронов поставляют местные партнёры компании.
Одним из таких партнёров выступает ещё один проект с российскими корнями — Gamaya. Компания разрабатывает мультиспектральные камеры для дронов Fly & Film. Вместе проекты намерены снизить потери урожая из-за заболеваний и неэффективного ухода до 50%.
Такие инструменты оказались особенно полезны для сельскохозяйственных угодий в самой Швейцарии, Италии, Германии, Франции и других странах Центральной Европы. Здесь распространено земледелие на сложных с точки зрения ландшафта участках, выпас скота производится в гористой местности, и фермерам удобно следить за состоянием хозяйств с воздуха.
Fly & Film собирается охватить и другие ниши: например, проект планирует помочь властям страны в борьбе с лавинами. С помощью дронов можно провоцировать управляемые сходы — для этого достаточно взорвать заряд в нужном месте. Ещё одна область применения для дронов — оценка технического состояния солнечных батарей и зданий с воздуха.
По словам основателя Fly & Film Олега Шаронова, Швейцария идеально подойдёт высокотехнологичному бизнесу, но перед расширением компании или переездом всё равно стоит взвесить все «за» и «против»:
Нужно понимать, зачем вам нужна Швейцария. Всё-таки вести здесь дела достаточно дорого: вы столкнетесь с высокими расходами на персонал и социальными выплатами, с более высокой, чем в среднем по Европе, стоимостью жизни.
Если вы ведёте высокотехнологичный проект, который намерен выйти на международные рынки, — Швейцария должна быть в приоритете. Но если у вас «рядовой» бизнес, подумайте дважды.
— Олег Шаронов, Fly & Film
Почему Швейцария
- Законодательное регулирование. В Швейцарии действует упрощённая система регулирования полётов беспилотников — устройствам весом до 30 кг не нужно получать разрешение на вылеты. Для деятельности Fly & Film также нужно получить разрешение на работу с ядохимикатами для опрыскивания растений — по словам руководства компании, эта проблема уже также решена.
- Высокоразвитое сельское хозяйство. Чтобы компания вроде Fly & Film могла работать и тестировать свои разработки, ей нужны клиенты — фермеры. В Швейцарии расположено множество сельских хозяйств, которые занимаются разведением скота и выращиванием винограда. Кроме того, рядом находятся и другие страны с высоким уровнем развития фермерских угодий — Франция, Италия, Германия.
- Хороший регион для технологичного бизнеса. В Швейцарии работает большое количество технопарков, бизнес-инкубаторов и акселераторов в самых разных областях — робототехника, дроны, металлургия, биотехнологии, машиностроение и так далее. Любой перспективный высокотехнологичный проект имеет шанс получить поддержку от властей страны.
Каждая компания в Швейцарии работает в определённом экономическом кластере — машиностроительном, биотехнологическом, электротехническом, экологическом. Всего таких кластеров более 20. В каждом кластере работают свои организации, которые помогают предпринимателям запускать и развивать свой бизнес.
С 2000 года в Швейцарии существует ассоциация бизнес-инкубаторов, акселераторов и технопарков — SwissParks. На начало 2017 года в неё входит более 45 учреждений по всей стране, в которых работает более 2000 молодых компаний. Ассоциация не только помогает развитию технопарков и защищает их интересы, но и проводит совместные мероприятия: например, в конце 2016 года SwissParks провела «Неделю предпринимательства», в которой поучаствовали организации из 10 кантонов. Всего в рамках мероприятия прошло более 50 событий. Кроме того, ассоциация ведёт образовательные программы для бизнесменов, решивших открыть своё в Швейцарии.
Среди членов ассоциации — биотехнологические инкубаторы (Bio-Technopark в Шлирене, Biopôle в Лозанне, Grow в Веденсвиле), организации по поддержке и развитию «технологий будущего» (BlueLion в Цюрихе), проектов в области металлообработки (Technopolis St. Croixв Сент-Круа) и прочие. Многие из них предоставляют командам стартапов не только офисные пространства и доступ к лабораториям, но и места для проживания, конференц-залы и другие услуги. Стоимость работы в технопарке варьируется от организации к организации.
Кроме того, в каждом кантоне Швейцарии действует собственное Агентство экономического развития, которое занимается поиском перспективных компаний, их консультированием (в том числе, в вопросах выбора технопарков, инкубаторов или акселераторов, поиска помещения, оформления виз для основателей, юридических вопросах) и помощью в запуске проектов.
- Высокий уровень образования. В стране легко найти высококвалифицированные кадры, которые помогут создать продукт и построить сильную компанию. Швейцарский федеральный технологический университет в Цюрихе входит в десятку лучших университетов мира по версии Times Higher Education (THE), а Федеральная политехническая школа Лозанны занимает в этом же рейтинге 31 строчку (для сравнения, российский МГУ занял в рейтинге 161 строку). Ещё один факт, который говорит в пользу швейцарской научной школы: страна находится на четвёртом месте в мире по количеству лауреатов Нобелевской премии.
Эстетическая медицина: Suisselle
Компания Suisselle начала работу в Швейцарии в 2010 году. Стартап, основанный уроженкой Санкт-Петербурга Марианной Астаховой, занимается производством и поставками медицинских и косметологических препаратов для профессионального использования. Из Швейцарии команда работает с клиентами по всей Европе, в России, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
По словам Астаховой, изначально руководство проекта рассматривало несколько стран для открытия бизнеса, но в итоге выбор пал на Швейцарию. Здесь же предпринимательница прошла совместную программу Executive MBA бизнес-школы UNIL-HEC и Университета Лозанны EPFL — чтобы лучше разобраться в тонкостях ведения бизнеса.
В Швейцарии реализуется более 65 программ MBA в области инновационных технологий, банковского дела, финансов, управлении нефтегазовым бизнесом, экологии, ИТ, логистики, энергетики и других сферах. Стоимость обучения по программам составляет от 17 до 54 тысяч швейцарских франков и зависит от престижа школы и выбранной программы. Для зачисления нужно предоставить диплом о высшем образовании, сдать экзамен по менеджменту и английскому языку. Свои бизнес-программы есть у Женевского университета, Бизнес-школы Лозанны, Университета прикладных наук в области делового администрирования в Цюрихе.
Почему Швейцария
- Швейцария — мировой бренд. «Бренд «Сделано в Швейцарии» является важным активом для любого стартапа, ведь это гарант качества и надежности продукции для потребителей», — говорит Астахова.
Для того, чтобы маркировать продукт лейблом Swiss Made («Сделано в Швейцарии»), недостаточно просто разрабатывать его на территории страны: необходимо соблюсти ряд требований, которые поддерживают престиж бренда.
Швейцарскими могут называться только те товары, определённый процент себестоимости которых приходится на локальных производителей (затраты на сырье и материалы, полуфабрикаты, аксессуары, заработную плату, маркетинг и дистрибуцию). С 1 января 2017 года необходимая планка для промышленной продукции составляет 60%.
Кроме того, все ключевые этапы производства должны осуществляться на территории Швейцарии. Для пищевых продуктов добавляется ещё одно требование: не менее 80% сырья в натуральном виде должно быть получено в стране.
- Высокоразвитая медицина. Швейцария входит в топ-15 стран с самыми эффективными медицинскими системами в мире по версии агентства Bloomberg. Страна заняла первое место в мире по ожидаемой продолжительности жизни при рождении среди мужчин и шестое среди женщин в 2016 году по версии Всемирной организации здравоохранения. На территории Швейцарии работают крупнейшие мировые компании по производству медицинских препаратов — например, Roche и Novartis. В 2014 году фармацевтическая отрасль сформировала более трети швейцарского экспорта.
Новички в отрасли получают поддержку от состоявшихся гигантов, советы и экспертные оценки. Во многих кантонах есть технопарки и инкубаторы, специализирующиеся исключительно на биомедицине. Например, компания Suisselle работает в крупнейшем технопарке Швейцарии Y-Parc в городе Ивердон Ле Бен кантона Во.
- Развитая практика патентования и интеллектуальной собственности. На разработку собственного препарата и его тестирование у Suisselle ушло почти три года — было бы обидно потерять такой объём работы, не получив на него патент. Законодательство страны защищает интеллектуальную собственность, а компании страны активно регистрируют собственные изобретения. Так, в 2015 году в Швейцарии было зарегистрировано 7088 патентных заявок — это шестой результат среди стран мира в том же году.
- Возможности для нетворкинга. Построить деловые связи в Швейцарии очень просто — и государство и руководство кантонов активно этому способствует, привлекая для работы со стартапами квалифицированных консультантов, экспертов и учёных, помогая наладить международный обмен специалистами и организовывая различные мероприятия, создавая отраслевые ассоциации и организации.
Среди них — организации ICT Switzerland, Swiss ICT, Swiss Made Software, Alp ICT, Asut, государственные инициативы по развитию экономики и бизнеса Digital2025 и E-Zurich, конференция Life в Женеве, которую проводит бизнес-хаб Alp ICT, и другие.
Другие отрасли — консалтинг, ювелирное дело, банкинг, нефть, энергетика
Подразделения в Швейцарии есть у российских компаний из самых разных отраслей.
Например, энергетическая компания «Стример», обнаружив, что российский рынок для неё уже слишком тесен, решила расширить свой бизнес, открыв офис в стране. Компания занимается производством оборудования, которое предназначено для защиты воздушных линий электропередачи и подключенных к ним объектов от пагубных воздействий молниевой активности. С выбором страны компания определилась после того, как генеральный директор и группа топ-менеджеров по приглашению властей съездили на экскурсию, чтобы познакомиться с местным устройством.
«Я был поражен отношением чиновников: они действительно делают все, чтобы бизнес почувствовал себя как можно более комфортно. Нам объясняли, каким образом сэкономить на налогах, рассказывали, как дешевле и проще трудоустроить иностранных специалистов, если мы видим в них необходимость», — рассказывает руководитель «Стримера».
Швейцарское отделение «Сбербанка», открытое в 2011 году, занимается оказанием финансовых услуг — «развивает в Европе бизнес синдицированного кредитования и торгового финансирования, а также ряд других продуктов для крупных корпоративных клиентов». Ведёт бизнес на швейцарском рынке и группа «ВТБ Капитал».
В стране также работает несколько магазинов российской ювелирной марки Sokolov, дочернее предприятие российской нефтяной компании «Лукойл», аудиторско-консалтинговая группа «Создание и Развитие» и другие.
Задавайте вопросы об открытии и ведении бизнеса в Швейцарии
и скачивайте подробный справочник для инвестора.
Скачать справочник
Задавайте вопросы об открытии и ведении бизнеса в Швейцарии. Специалисты Швейцарского центра содействия бизнесу в России постараются ответить на каждый из них, а на основе самых интересных будет подготовлен материал для всех читателей.
Мы получили ваше сообщение. Cпециалисты компании SAP постараются вам помочь.
Что-то пошло не так. Думаю, стоит попробовать снова.
© vc.ru