RT и «Москва 24» приняли дизайнерский проект шестилетней давности за новый вид городского транспорта

RT 9 июля выпустил сюжет, в котором сообщал, что «житель Братиславы» приделал к обычному поддону для хранения грузов колёса и стал использовать его в качестве транспортного средства. Выложенный им в сеть видеоролик, демонстрирующий как работает изобретение, «набирает популярность на YouTube», уточняли журналисты.

В тот же день о словаке, передвигающемся на поддоне по рельсам, рассказали по «Москве 24». Ведущий канала сообщал, что создателя транспортного средства зовут Иоланте Сеив, а пойти на разработку поддона его заставили «пробки и давка в общественном транспорте».

10 июля небольшая заметка о «железнодорожном самокате» (со ссылкой на сюжет «Москвы 24») также вышла на сайте информационной программы «Вести».

Тем не менее, все три сообщения в СМИ о словаке и его поддоне содержали в себе сразу несколько существенных неточностей.

Ролик, на который ссылались телеканалы, появился на YouTube 8 июля. Видео показывает, как некий молодой человек ставит на трамвайные рельсы деревянный поддон на колёсах и едет на нём по городу, обращая на себя внимание прохожих.

Запись действительно выложил на видеохостинг пользователь под именем Иоланте Сеив (Yolante Ciew), однако к созданию поддона он не имеет никакого отношения. Более того, самому транспортному средству уже шесть лет — на трамвайных путях Братиславы оно появилось ещё в 2008 году.

Автором изобретения (хотя правильнее его было бы назвать — арт-объектом) является житель Чехии, а не Словакии — дизайнер и художник Томаш Моравец (Tomas Moravec). Описание поддона можно найти на его сайте в одном портфолио с другими работами.

Как сообщает Моравец в описании проекта, придуманный им транспорт призван изменить «пространственную перспективу находящегося в движении пассажира» и «повлиять на всю жизнь города, по карте трамвайных путей которого будет передвигаться поддон». О пробках или давке в транспорте, дизайнер не упоминает.

Вместо этого Моравец объясняет, почему, проживая в Праге, для своего эксперимента он выбрал именно Братиславу. Дело в том, что ширина трамвайных путей в столице Словакии на 435 миллиметров меньше, чем в чешских городах. Это позволяет стандартному деревянному поддону длиной 1200 и шириной 800 миллиметров, используемому для хранения грузов в странах Европы, идеально вписываться в колею.

Приводится на сайте Томаша и оригинал видеоролика, на котором он тестирует конструкцию в городских условиях. Видео загружено с помощью видеохостинга Vimeo в марте этого года, но прямо в заголовке содержит указание, что записано оно в 2008-м.

[embedded content] Обратили внимание на видео Томаша Моравеца и пользователи российских социальных сетей. Видеоролик, загруженный чешским дизайнером на Vimeo, 9 июля появился на странице фотографа и блогера Ильи Варламова во «ВКонтакте». В подписи к ролику фотограф указывал только ту информацию, которая соответствовала действительности — что запись демонстрирует поездку по рельсам на поддоне в Братиславе.

bratislava-europallet-53be993581d97.png

Ранее, 8 июля, Варламов выложил у себя в ЖЖ большой фотоотчёт, не имеющий никакого отношения к поддону Моравеца, но при этом также связанный с темой городского транспорта и трамваев в частности.

В посте под названием «Новый русский трамвай» фотограф рассказывал о своём визите на екатеринбургский Уралвагонзавод, где шла в то время подготовка к презентации нового отечественного трамвая Russia One.

Как отмечал Варламов, трамвай почти полностью является российской разработкой — из иностранных комплектующих у него только «гармошка» и механизмы дверей. Блогер называл модель «очень крутой», подчёркивая, что у Russia One есть все шансы стать «первым отечественным трамваем, за который не стыдно».

«Супертрамвай» в блоге Варламова, серийное производство которого начнётся уже осенью, стал предметом активного обсуждения в СМИ и соцсетях. В Твиттере его даже окрестили «айфоном на рельсах».

«i-Phone» на рельсах»: Уралвагонзавод представил «трамвай XXI века» — RUSSIA ONE.https://t.co/gJiKB4ElK7 pic.twitter.com/MXNyiCivKj

— Стройкомплекс Москвы (@stroimos) July 9, 2014

©  TJournal