Российские продюсеры придумали способ подвинуть западное кино в прокате
Битва за Новый год
Письмо в Министерство культуры подписано (копия есть в распоряжении РБК) руководителями крупнейших российских кинокомпаний: Сергеем Сельяновым (СТВ), Федором Бондарчуком и Дмитрием Рудовским (Art Pictures), Тимуром Вайнштейном («ВайТ Медиа»), Гевондом Андреасяном (Enjoy Movies), Георгием Шабановым (All Media). Письмо от 29 октября 2015 года адресовано министру культуры Владимиру Мединскому.
Вайнштейн, Андреасян и Рудовский подтвердили РБК подлинность письма. В Минкультуры подтвердили его получение.
В документе говорится, что 31 декабря и 1 января компании СТВ, Art Pictures, «ВайТ Медиа», Enjoy Movies и All Media выпускают в прокат пять фильмов, созданных при поддержке правительственного Фонда кино: «Иван Царевич и Серый Волк 3», «Мафия», «Страна чудес», «Срочно выйду замуж» и «Голоса большой страны». В эти же дни в прокат должны были выйти несколько зарубежных фильмов: «На гребне волны» (дистрибьютор — «Каро Премьер»), «Стив Джобс», «Крампус» (Universal Pictures International), «Маленький принц» («Вольга») и «Волшебное королевство Щелкунчика» («Люксор»). Даты их выхода в России отличаются от даты мирового релиза этих картин иногда на несколько месяцев, обращают внимание авторы письма. К примеру, запланированный на 1 января выход фильма «Стив Джобс» начали показывать в США и Европе еще в октябре-ноябре.
«В сложившейся ситуации собрать в прокате средства, необходимые для окупаемости проектов […] представляется крайне тяжелой задачей, что ставит под угрозу разработку и выход следующих картин подобного уровня, — говорится в письме. — В связи с вышеизложенным просим вас на государственном уровне оказать поддержку прокату указанным выше картинам»
Продюсеры просят Минкультуры установить правила, по которым фильмы иностранного производства выходили бы в России в день своей мировой премьеры. «Это упорядочит рынок кинопроката и поможет отечественным продюсерам выбирать наиболее эффективную дату выхода российского фильма, что приведет к увеличению доли российского кино в сборах, а также будет с пониманием воспринято голливудскими студиями», — считают авторы письма. Другой вариант — определить минимальный срок выбора даты проката за несколько месяцев до релиза, чтобы у российских кинокомпаний была возможность передвинуть свой фильм на другую дату, говорит один из подписантов продюсер кинокомпании Enjoy Movies Гевонд Андреасян.
Прокатчики зарубежных фильмов выбрали новогодние даты всего за три месяца до праздников, хотя прокат российских картин был назначен на эти дни заранее, возмущается Вайнштейн: «Очень странно, когда американские фильмы выходят в США в один день, а в России дружно перескакивают на Новый год, потому что там больше зрителей, и шансов заработать больше. Нам кажется, что это не очень справедливо».
Новогодние каникулы — самый посещаемый период в российских кинотеатрах, объясняет исполнительный директор исследовательской компании Movie Research Александр Лужин. В начале 2015 года эти две недели праздников принесли кинотеатрам 4,5 млрд руб., это десятая часть их годовых сборов, отмечает он.
Андреасян в комментарии РБК подчеркнул, что речь идет не только о новогодних праздниках, а о правилах проката в целом. «Российские производители всегда избегают дат, на которые стоят большие фильмы голливудских студий. Хорошо бы они делали то же самое, — заявил он. — Мы не говорим ни про квоты, ни про запреты, мы просто просим не убивать нас за месяц до выхода фильма, ставя нам на голову многомиллионные картины, когда у нас уже куплена реклама и когда мы уже ничего не можем отыграть».
Крупные голливудские студии — Universal, Sony, Walt Disney, Paramount, 20th Century Fox, Warner — распространяют свои фильмы в России через собственных дистрибьюторов или постоянных партнеров. Затем дистрибьюторы в согласовании с правообладателями определяют дату релиза и подают документы в Министерство культуры для получения прокатного удостоверения. Однако дату премьеры фильма в России дистрибьюторы определяют самостоятельно, без согласования с чиновниками. Выход фильма в других странах редко совпадает с выходом фильма в домашнем прокате. Это зависит от многих факторов, в том числе от местных праздников и выходных, развлекательных мероприятий, проходящих в тот же момент (например, футбольных соревнований), потенциала картины в каждой конкретной стране и других местных особенностей.
Первый пошел
В Минкультуры РБК заявили, что направили письмо продюсеров основным дистрибьюторам зарубежных фильмов с просьбой высказать свою позицию по данному вопросу. В дистрибьюторской компании «Люксор» РБК заявили, что получили такое письмо от Минкультуры и уже ответили на него, но отказались от дальнейших комментариев. В Universal Pictures International (UPI) также подтвердили факт получения письма.
По словам Дмитрия Рудовского, партнера Федора Бондарчука по Art Pictures, продюсеры уже пытались договориться о переносе дат с самими компаниями-дистрибьюторами зарубежных фильмов. Но, по его словам, к просьбе прислушалась только компания «Каро Премьер», перенесшая дату выхода фильма «На гребне волны» на дату мирового релиза, 24 декабря (вместо 1 января). По состоянию на 26 ноября, даты выхода фильмов Universal Pictures International и «Люксор» остались прежними. Релиз «Маленького принца» («Вольга»), судя по сайту кинокомпании, сейчас назначен на 24 декабря, а не на 1 января, как указано в письме продюсеров, однако в компании не ответили на запрос РБК, с чем это связано.
Генеральный директор «Каро Премьер» Алексей Рязанцев подтвердил РБК, что его компания передвинула дату выхода фильма «На гребне волны», но заметил, что в «Каро Премьер» давно обсуждали это решение — в том числе, из-за других фильмов, выходящих в прокат в то же время. При этом он находит просьбу продюсеров логичной: «Мы считаем, что должны быть некоторые правила, связанные с релизом фильмов, — заявил Рязанцев РБК. — Тогда можно не доводить до абсурда и не двигать фильмы ради выхода отдельного российского кино». Рязанцев говорит, что не видит ничего предосудительного в том, что продюсеры обратились за поддержкой к Мединскому: если частные компании на производство своих фильмов берут государственные деньги, то они отвечают за обещанную государству долю российского кино во всех годовых сборах кинотеатров.
По словам собеседника РБК в одной из компаний-дистрибьюторов, прокатчики могут быть против переноса премьеры фильма не только из-за того, что они рискуют потерять деньги, но и из-за опасения, что за этим последуют и другие попытки государства вмешаться в дела киноиндустрии. В Минкульте РБК заявили, что Фонд кино готовит график выхода в прокат отечественных фильмов на 2016 год, чтобы урегулировать проблемы с согласованием дат релизов отечественных и зарубежных фильмов
.По мнению Александра Лужина из Movie Research, выпуск фильмов в России одновременно с датой мирового релиза может стать проблемой и потому, что часто работа над фильмом идет до последнего момента, и студии-производители не готовы отдать фильм в другую страну заранее для производства дубляжа. Кроме того, западные компании могут не хотеть до мирового релиза отдавать фильмы именно в Россию, опасаясь утечки пиратских копий по всему миру.
В компаниях-производителях фильмов — Universal Pictures, Alcon Entertainment, Aronnax Animation Studios и Onyx Films — не смогли оперативно ответить на запросы РБК.
Случаи с переносом дат выхода фильмов в связи с вмешательством Минкульта уже были. Так, зимой 2015 года компания WDSSPR (совместное представительство кинокомпаний Sony и Disney в России) перенесла премьеру фильма «Мстители: Эра Альтрона» с 30 апреля на 23 апреля. Это было сделано по настоянию Владимира Мединского, который таким образом решил поддержать фильм «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова (премьера была запланирована в конце апреля, ко Дню победы). Мединский тогда предложил прокатчикам договориться самостоятельно, но заявил: «Если не получится договориться по-хорошему, мы интересы российского кино будем защищать» (цитата по ТАСС).
Сборы фильма «Мстители» от переноса даты пострадали не сильно: за первый уикенд картина заработала в России 816 млн руб, это немного меньше сборов «Форсажа-7», который за первые четыре дня заработал 857 млн. руб, установив рекорд по стартовым сборам. Всего «Мстители» заработали в России 1,7 млрд руб. Фильм «А зори здесь тихие» заработал 272 млн руб при бюджете в 220 млн руб. Для того, чтобы окупиться, фильму нужно собрать сумму им нужно собрать сумму как минимум в два раза превышающую бюджет, поскольку половину сборов забирают кинотеатры и еще небольшой процент (в пределах 10%) дистрибьютор.
© РБК