Российские физики смоделировали ядерный взрыв, способный уничтожить астероид

1ed34e3ed2eed7f025d7f1fe0b2a87b5_ce_720x

Российские ученые из МФТИ, Института космических исследований РАН, Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Троицкого института инновационных и термоядерных исследований рассчитали, сможет ли ядерный взрыв разрушить астероид, летящий в сторону Земли (оказалось — сможет).

• Технологии

Все, что нужно знать о запуске Falcon Heavy

• Технологии

Тектонический процесс: как цифровизация изменит нефтяную отрасль

Новая методика позволяет экспериментально определять показатели разрушения космических тел с помощью воздействия лазером на их миниатюрные копии. Результаты исследований опубликованы в Журнале экспериментальной и теоретической физики.

Избавить Землю от угрозы столкновения с астероидом можно (по крайней мере в теории) двумя способами: изменив траекторию астероида или разрушив его на подлете к Земле. Во втором случае мелкие фрагменты космического тела, долетевшие до Земли, сгорят в атмосфере, а часть вообще улетит в другую сторону.

Ученые создавали макеты астероидов, по плотности и прочностным характеристикам аналогичные настоящим хордритным (самого распространенного типа), и воздействовали на них лучом лазера так, чтобы характерные давления были сопоставимы с теми, что возникли бы в начале ударно-волновой стадии реального взрыва. Масса макета относилась к энергии лазерного импульса так же, как масса реального астероида к энергии ядерного взрыва. Учитывались также состав и пористость астероидов.

Оказалось, что при разнице в массе между реальным астероидом и макетом в 14−15 порядков удельная энергия, необходимая для полного разрушения астероида, почти в два раза меньше, чем удельная энергия, необходимая для разрушения макета. Кроме того, моделирование показало, что астероид диаметром 200 метров (который, упав на Землю, принес бы серьезные разрушения) вполне можно разрушить взрывом энергией больше трех мегатонн (это на порядок меньше, например, чем взрыв бомбы над Хиросимой).

Пока Земле, кажется, не угрожают огромные астероиды. и у исследователей есть время доработать систему расчета необходимой мощности взрыва. «Параллельно работаем над моделированием отклонения астероида без его разрушения и надеемся на международную вовлеченность в процесс», — рассказал порталу «Индикатор» один из авторов исследования Владимир Юфа.