Робота научили общаться по-человечески
Разумеется, люди редко говорят друг с другом строго по очереди. Вместо этого собеседники обычно начинают говорить при затянувшейся паузе оппонента и даже перебивают друг друга. Исследователи решили взять пример с людей, чтобы сделать общение с роботами более привычным.
Традиционный подход к взаимодействию робота с человеком предполагает поочерёдную активность со сменой коммуникативных ролей. Чтобы «очеловечить» общение робота Simon собственной разработки, американцы придумали ему две разных модели поведения.
В одной социальной модели робот был более напористым и мог даже перебивать говорящего человека, а в другой, наоборот, тотчас прекращал говорить, если слышал человека. Также от конкретной модели зависела самостоятельность Simon в физических действиях, наличие зрительного контакта с собеседником и частота использования невербальных средств.
Эксперименты показали, что при общении с более энергичной моделью робота люди принимали правила игры и взаимодействовали с ним довольно пассивно. Некоторые из респондентов даже отметили, что Simon ведет себя довольно эгоистично.
Робота с менее активной моделью поведения испытуемые характеризовали как замкнутого и даже отчуждённого. Спокойному Simon люди уделяли больше времени, при этом стабильно выполняя роль лидера в социальном взаимодействии.