Роберт Уразов: «WorldSkills Hi-Tech – это не просто шоу, а рабочий механизм»
Чемпионаты WorldSkills Hi-Tech набирают обороты: число региональных соревнований и количество участников ежегодно увеличиваются. Каких результатов вы стремитесь в итоге достичь: ввести традицию ярких показательных выступлений или что-то большее?
Чтобы вам было проще понять масштаб, скажу, что только в 2016 году в региональных чемпионатах приняли участие более 20 тысяч человек. Прошедший в мае национальный финал посетило более 70 тысяч человек, а за право попадания в национальную сборную боролись более 1000 участников. Но WorldSkills Hi-Tech — это не просто шоу, а рабочий механизм. Его налаженная работа гарантирует обеспечение квалифицированными кадрами всю отрасль высоких технологий.
Конечно, гости чемпионата, в первую очередь, воспринимают чемпионат, как зрелищное выступление. Но нам это только на пользу: подростки и их родители получают возможность увидеть на одной площадке все многообразие современных рабочих специальностей и узнать о карьерных перспективах в каждой из отраслей. Это уникальный профориентационный опыт.
Что дают чемпионаты их участникам? Читать далее
Для участников это возможность встретиться с потенциальными работодателями, соревноваться с лучшими и поднять уровень собственных навыков. Потому что подготовленный в системе WorldSkills фрезеровщик или токарь в 5 раз эффективнее среднего специалиста своего направления. А это означает, что он в разы востребованнее на рынке труда, который сейчас переживает профессиональный голод.
Какие возможности для рынка труда в России открывает чемпионат WorldSkills Hi-Tech? Что он дает с точки зрения развития промышленности?
WorldSkills следует рассматривать не только как классическое соревнование среди образовательных учреждений, но и как инструмент развития промышленности в целом. Наша чемпионатная система охватывает практически весь промышленный сектор РФ — и госкомпании, и частные компании. Она стала востребованной, в первую очередь, с точки зрения подготовки кадров. Мы видим не только нынешние потребности промышленных предприятий, но и можем понять, что нас ждет в будущем в перспективе 10−15−20 лет.
Если говорить в целом о рынке труда для промышленных отраслей, Hi-Tech отражает текущий «срез знаний» специалистов. Благодаря чемпионатам мы выделяем недостатки действующей системы среднего профессионального образования и помогаем их исправить. На базе полученных данных мы можем выстраивать новые модели подготовки кадров, повышения производительности труда, внедрять в систему отечественного профобразования лучшие международные наработки.
Уже сегодня в систему чемпионатов по стандартам WorldSkills вовлечены 25% колледжей. Они направляют своих студентов и экспертов на чемпионаты, а некоторые из них выступают специализированными центрами компетенций. Сегодня мы работаем над активным включением остальных учебных заведений.
Как вы планируете «продвигать» среднее профобразование?
Благодаря чемпионатам нам удается заполнить основной пробел: найти мастеров, которые смогут передать свой опыт студентам. Мы вовлекаем профессионалов в процесс обучения других, а это залог качественной подготовки наших будущих кадров.
Например, у нас есть чемпион, и мы считаем, что его сразу нужно направлять на корпоративное обучение. Он уникальный носитель знаний и навыков, который может передать их другим специалистам. Согласитесь, что такой преподаватель будет куда перспективнее теоретика. Это международная наработка. Посмотрите на Китай, там эта практика уже отработана. Мы наблюдаем масштабный рост промышленности в КНР, они сегодня лидеры на мировом рынке.
Но мы смотрим не только на корпорации, есть еще большой блок колледжей и техникумов, на которые никто не обращал внимания лет 20. Сегодня нам уже удалось внедрить практику профессиональной квалификации выпускников колледжей по методике WorldSkills в 13 регионах по 53 компетенциям. Вместе с Минтрудом мы открыли в 2016 году Базовый центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Мы смотрим дальше и планируем, что в 2019 году удастся запустить ряд проектов, благодаря которому российские дипломы о среднем образовании смогут котироваться на мировом уровне. Таким образом, мы не только открываем границы для наших ребят, но и привлекаем талантливые кадры из-за рубежа, в первую очередь, государств ШОС.
Продвигая среднее профессиональное образование, кажется, непросто соперничать с популярностью экономистов и юристов.
Можно сказать, что мы сейчас живем в век «белых воротничков» и, действительно, большинство выпускников школ предпочитают офисные специальности. Причин можно назвать несколько, но главная из них — стереотипы. Большинство имеют смутные представления о реальной российской промышленности и считают ручной труд «грязным». Ситуация прямо противоположная — сегодня рабочий специалист обладает базовым инженерным уровнем, он умеет работать с высокотехнологичным оборудованием, часто обладает навыками программирования. За нашими студентами работодатели в очередь выстраиваются. На их фоне толпы выпускников-экономистов теряются. Кстати, девушки в технических специальностях работают не хуже ребят.
Тут и популярность соревнований Worldskills, в том числе и Worldskills Hi-Tech, приносит свои плоды. В этом году на бюджетные места в колледжи и техникумы поступили 700 тыс. студентов. Конкурс по отдельным специальностям достигал 10 человек на место. Спрос на рабочие специальности говорит о том, что население России замечает их востребованность. Уже сегодня хорошая квалификация гарантирует устойчивое финансовое положение и обеспеченное будущее.
Вернемся к вопросу о будущем: мы наблюдаем процесс масштабной автоматизации и роботизации производства по всему миру. Как это отразится на рабочих специальностях?
Логика чемпионатов WorldSkills Hi-Tech как раз в том и состоит, чтобы увидеть востребованные профессии за горизонтом 10−15 лет, приступить к подготовке кадров уже сегодня и получить конкурентные преимущества в будущем. Потому что, когда новые компетенции окажутся на пике своей востребованности, наша страна будет к этому готова.
Сегодня 60% рабочих мест прямо или косвенно относятся к обслуживанию массового производства, а к 2035 за счет автоматизации производств эта цифра сократится до 10−15%. Также, по прогнозам специалистов, к 2035 году исчезнут профессии мидл-менеджмента и индустриального сервиса (продажи, маркетинг, техподдержка). Сложные алгоритмы позволят автоматизировать процессы, исключая фактор человеческой ошибки.
Мы готовы к этим изменениям. Понятно, что роботизированное производство требует гораздо меньше людей, но оно их и не исключает. Люди всегда будут нужны, вопрос в том, что они должны будут обладать более высокой квалификацией.
Какие ключевые рабочие компетенции будущего вы могли бы выделить?
Из тех профессий-компетенций, которые фактически сейчас только появляются, я отметил бы компетенцию мейкера. Это человек, который фактически делает из определенного количества исходных материалов какой-то новый продукт. Нам кажется, что это возможно станет одной из ключевых компетенций в Индустрии 4.0. Все потому, что сделать что-либо из материалов, из технологий при определенной стоимости робот сможет, а вот создать прототип, сформулировать новое задание для того, чтобы этот прототип потом стал серийным изделием, вот в этом как нам кажется будет основная добавленная стоимость.
Насколько мне известно, обсуждение будущей Индустрии 4.0 запланировано в ходе деловой программы чемпионата WorldSkills Hi-Tech?
Да. Планируем провести 1 ноября ключевую сессию с участием заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец, помощника Президента РФ Андрея Белоусова, министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и других высокопоставленных коллег. Вместе мы обсудим текущие проблемы кадрового обеспечения промышленности. В 1−2 ноября состоится как раз форсайт-сессия, в ходе которой мы сформулируем компетенции будущего условиях развития Индустрии 4.0.
Главный результат, которого мы ждем от деловой программы — это прийти к взаимопониманию между органами государственной и региональной власти, между представителями промышленного сектора и институтов развития. Достигнув согласия, мы сможем точно сформулировать кадровые потребности промышленности и приступить к модернизации системы СПО. В итоге можно будет готовить высококвалифицированные кадры с учетом международных практик и стандартов, обеспечить адаптацию выпускников образовательных организаций на современном производстве, а также определить профили рабочих и инженеров нового поколения в соответствии с глобальными технологическими вызовами.