Развитие телемедицины от писем Парацельса до приложений для онлайн-консультаций
Конспект лекции директора по распространению технологий «Яндекса» Григория Бакунова на второй ежегодной конференции о коммуникациях для бизнеса Intercom.
В избранное
В избранном
Я посвящаю большую часть своего времени проекту «Яндекс.Здоровье». Этот сервис позволяет пользователям получать онлайн-консультации настоящих врачей. Всё просто и понятно. Врачи живые, не роботы.
Чтобы понять, что такое современная цифровая медицина, и как мы к ней пришли, нужно начать издалека.
1530 год
В этом году засвидетельствован первый случай применения телемедицины. Человек по имени Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, широко известный миру как Парацельс, собирал деньги с богатых людей за то, чтобы те могли написать ему письмо о своём состоянии здоровья.
Он отвечал им, но письма шли так долго, что человек успевал умереть от болезни, симптомы которой описал Парацельсу. До 19 века этот метод применялся, хотя никого не устраивали сроки.
Почта доходила всё быстрее, за неделю-две в зависимости от дистанции. Но методы лечения тогда оставляли желать лучшего, поэтому и телемедицина была неэффективна.
19 век
В этот период всё поменялось с появлением новых способов коммуникации. Среди них и весьма необычные. Например, бывало, что корабли, проходя мимо друг друга, передавали сообщения с помощью семафорной азбуки, то есть флагами.
А настоящий расцвет связи наступил в конце 19 века, когда появились две важных вещи: телеграф и телефон. Телеграф стоил слишком больших денег, а в телефон приходилось кричать что есть сил, но тогда это был реальный способ для многих людей, находящихся далеко от настоящих специалистов, получить хоть какую-то консультацию.
Основоположник современной медицины Николай Васильевич Склифосовский стремился оказать помощь как можно скорее, поэтому у него в клинике стояла собственная телеграфная станция. Он регулярно отвечал на присланные вопросы, и это пример настоящей телемедицины.
20 век
В советские годы методы стали прогрессивнее. К 50–60-м годам 20 века по телефону уже можно было разговаривать без напряжения, всё было слышно. Благодаря этому во всём мире телефонизировалась служба скорой помощи, существовавшая с начала 20 века. До этого люди посылали за врачом гонца.
Тогда на скорой выезжали фельдшеры и медсёстры, поэтому в 1960 году в России придумали снабжать кареты скорой помощи рациями, чтобы выехавшие на место сотрудники могли проконсультироваться с врачами более высокой квалификации.
После этого нововведения выживаемость людей, к которым приехала скорая, выросла в четыре с половиной раза.
Мало кто знает, но в России, если врач по телефону выписывает рецепт или ставит диагноз пациенту, это считается нарушением закона. В 1964 году из этого предписания было сделано одно исключение: если пациент вызывает скорую, и она уже выехала, то он может консультироваться с оператором скорой помощи.
Можно спросить, какое лекарство принять, пока не приехал врач. Это тоже прямая медицинская помощь по телефону и это законно. Это единственный легальный способ применять телемедицину, в которой врач и пациент общаются напрямую.
Появление интернета
Американская ассоциация медиков предоставила статистику, в которой сказано, что сейчас телемедицина — это 11% обращений от общемирового количества.
Учитывая, что на Земле примерно восемь миллиардов человек, и каждый из них болеет примерно дважды в год , это гигантское количество, которое ещё и растёт бешеными темпами.
Сейчас у телемедицины, то есть у процесса онлайн-консультаций с врачами есть два основных ограничения.
- Нужно менять изменять принципы медицины, чтобы всё было эффективно без живого контакта пациента и врача .
- Нужны изменения в законодательстве, и они, скорее всего, будут, поскольку закон всегда идёт вслед за развитием технологий.
Современная телемедицина
Современная телемедицина не ограничивается текстовыми, аудио- или видеосообщениями. Например, у меня на руке Apple Watch. Они собирают данные о моём сердцебиении. Я сейчас сильно волнуюсь, и часы вибрируют, сигналя мне о том, что пульс повышен.
Когда я закончу лекцию, мне позвонит мой врач и спросит, почему у меня повышен пульс. Это тоже телемедицина и это удивительно.
Сейчас большинство устройств, которые призваны собирать какие-то медицинские показатели, не медицинского качества. Все эти пульсометры, неинвазивные системы сбора уровня сахара в крови и прочее подобное не имеют отношения к медицине.
Но отрасль будет развиваться и расти дальше.
Новые подходы
Все мы понимаем, что нельзя, например, пропальпировать человека на расстоянии. В «Яндекс.Здоровье» тоже нет такой функции. Поэтому мы придумываем новые системы.
Например, лично я консультировался с помощью своего же сервиса со своим же врачом, и он объяснял: «Вот линия уха, проведи пальцем вниз по ней, чувствуешь ли припухлость? Нажми на неё. Теперь скажи, насколько тебе больно по шкале от одного до десяти?»
Очевидно, это и есть дистанционная пальпация. И этот метод работает.
Недавно мы запустили в сервисе «Яндекс.Здоровье» онлайн-консультации с гинекологами. Я был уверен, что это не будет работать, потому что для таких консультаций нужен осмотр. Оказалось, что в 80% случаев осмотр не требуется, достаточно выслушать пациента.
Ещё мы были удивлены тому, что большинство консультаций проходит не в формате видеоконференции, а в чате. Видимо, люди по какой-то причине стесняются живого общения, и чат им очень важен в этом плане, это почти анонимно.
Кроме того, 20% консультаций прошли не женщины, а мужчины (по женским вопросам, то есть для жён). Для сравнения: врач с 12-летней практикой очного приёма за всё это время принял у себя всего двух мужчин.
Для гинекологии телемедицина — это не только действенный, но и деликатный способ консультирования, а этого пациентам не хватает.
Сейчас медицина работает в одном направлении: пациент приходит к врачу и рассказывает о том, что и где у него болит. Мы хотим изменить это и добавить обратное направление.
Нужно, чтобы врач тоже мог прийти к пациенту и сообщить ему, например, об эпидемии гриппа или о том, что завышенный пульс может свидетельствовать о заболевании. Врач должен подсказывать пациенту, что делать, чтобы быть здоровым.
И такая двусторонняя связь докторов и пациентов возможна только с применением телемедицины. Врач не сможет приходить к вам домой и рассказывать о методах предосторожности во время эпидемии гриппа. Физически невозможно всех обойти.
Мы хотим, чтобы максимум информации о нашем состоянии можно было отправлять врачу через носимые устройства. И чтобы врач мог помогать нам поддерживать себя в здоровой форме, продолжать заниматься своим здоровьем.
Есть хороший термин, использующийся в США — well-being. Это всё, что касается здоровья.
Один из самых главных процессов в телемедицине — накопление данных. Мы собираем информацию о том, как правильно диагностировать и лечить различные заболевания.
Долгие годы человечество придумывало способы сократить расстояние между пациентом и врачом. Мы идём по тому же пути и телекоммуникации в данном случае — радикальное решение. Мы предлагаем лечить каждого человека именно в тот момент, когда он почувствовал себя плохо.
#лекции #будущее
© vc.ru