Развитие технологий ведет к культурной импотенции

На днях мне попалось любопытное интервью с известным композитором, музыкантом и философом Владимиром Мартыновым. Он известен как автор музыки к таким картинам, как: «Русский бунт», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Остров», «На задней парте», «Дом, который построил Джек» и другие.

MartinovIn1

Являясь композитором-академистом, Мартынов осознает, что в век развития технологий, во времена, когда у каждого есть подключенный к интернету смартфон или ноутбук, в мире, которым правит интернет и научно-технический прогресс, посвящать себя единственной профессии категорически нельзя.

Старый мир рушится на глазах. От профессий, которые казались незыблемыми и стабильными в 1970–1980-е годы, остались лишь рожки, да ножки. Музыка перестала быть приоритетной лично для меня. Меня больше интересует происходящее с человеком.

В мире технологий все гуманитарное «воспринимается исключительно как импотентское». В связи с нахлынувшей цифровой революцией человек, по сути, стал глупее. Мы перестали попросту напрягать мозги, ведь это стало основной задачей ученых.

Сейчас не может быть Моцарта, Ньютона, Эйнштейна. Кончилось время ученых, наступила эпоха технологов — того же Стива Джобса.

И самое грустное в том, что некогда престижная профессия музыканта, человека, которому дан определенный талант, превратилась в банальную сферу обслуживающего персонала. Музыка стала развлечением. А заработать на ней могут исключительно единицы. В частности, композиторы, которые пишут саундтреки для рекламы.

MartinovIn2

Мартынов неоднократно проводил анализ состояния современной культуры в собственной книге «Конец времени композиторов», где подчеркивал, что забвение началось еще со времен появления печатного текста. А финальным аккордом этого траурного развития культуры стал микрофон и распространение звукозаписи.

Сейчас наступил конец авторства в целом. Еще 50 лет назад основой был текст. В 70-е — им стал контекст. А сейчас «на коне» тот, кто научился совмещать текст других с собственным контекстом. Это как с диджеями: у них нет собственного материала. Они работают с чужими пластинками, комбинируя их, и, тем самым, создавая что-то новое.

MartinovIn3

Мир переполнен технологиями. И с точки зрения развития — это хорошо. Вот только самому человеку не хватает ни мозгов, ни времени, ни понимания происходящего. Музыкой, да и культурой в целом, мы стали заниматься эпизодически. Но при этом хотим одновременно быть всюду и везде, подчеркивая свое понимание и владение ситуацией.

От автора

MartinovIn4

Интервью, которое заставило немного задуматься. Я и сам являюсь бывшим выпускником консерватории, диплом которой пылится на дальних полках шкафа. Сфера академической музыки и высокой культуры — удел самоотверженных людей, смотрящих на мир сквозь призму творчества.

Мне приходится на него смотреть сквозь призму жизни. И ту профессию, которую я изначально видел, как свою жизненную цель, в результате стал воспринимать как нищенскую и невостребованную. Профессию, в которой каждый работник превратился в обслугу. Профессию, в которой требуется полное самопожертвование без гарантий на успех и финансовую обеспеченность.

Вот только в мире технологий, в мире роскоши, в мире, в котором с прилавков магазинов тебя пожирает ассортимент смартфонов, планшетов, телевизоров и всевозможных «умных устройств», думать о скрипичном ключе, нотах и гармонии практически нереально. Этим может заниматься человек старшего возраста, который к своей идеологии стремился всю сознательную жизнь и такое искушение НТП испытал лишь в преклонном возрасте. Остальные — вряд ли.

©  iphones.ru