Разработано средство против аутоиммунной атаки на легкие при COVID-19

26.09.2022, 15:01
Ученые из Лаборатории Колд-Спринг-Харбор (CSHL) нашли препарат-кандидат, который может предотвратить летальное воспаление легких у мышей путем ингибирования белка PTP1B. Их открытие может помочь разработать более эффективные методы лечения тяжелых воспалительных состояний, таких как сепсис и COVID-19.
Владимир Губайловский
Разработано средство против аутоиммунной атаки на легкие при COVID-19
Обработанные новым лекарством легкие мыши (слева) очищены от аутоиммунной атаки (бирюзовый). Справа — нелеченные легкие. Tonks lab/CSHL, 2022

При COVID-19 большую опасность представляет не только вирус, но и атака иммунной системы самого человека. Ее удалось подавить

Нейтрофилы — наиболее распространенный тип лейкоцитов. Они являются первой линией защиты организма от инфекции. Чужеродные патогены могут вызывать стресс у организма и активировать нейтрофилы. Но при чрезмерной активации нейтрофилы могут повредить собственные ткани организма. Легочная ткань насыщена кровеносными сосудами, что делает их очень восприимчивыми к атаке нейтрофилов. В достаточно тяжелых случаях острые повреждения легких могут привести к острому респираторному дистресс-синдрому (ОРДС), основной причине смерти от COVID-19.

Николас Тонкс, ведущий автор работы, выполненной в Лаборатории Колд-Спринг-Харбор (CSHL), и его команда нашли препарат-кандидат, который может предотвратить летальное воспаление легких у мышей путем ингибирования белка PTP1B. Их открытие может помочь разработать более эффективные методы лечения тяжелых воспалительных состояний, таких как сепсис и COVID-19.

Ученые исследовали, может ли использование препарата-ингибитора PTP1B смягчить смертельные последствия действия сверхактивных нейтрофилов у мышей. Команда обнаружила, что предварительная обработка мышей ингибитором PTP1B уменьшала повреждение легочной ткани. При отсутствии лечения менее половины мышей пережили острые повреждения легких и ОРДС. Но при предварительной обработке все они выжили.

Борьба с иммунной системой

Нейтрофилы Википедия

Исследователи использовали естественный процесс, называемый старением нейтрофилов, который организм использует для контроля продолжительности жизни иммунных клеток. С возрастом нейтрофилы становятся менее опасными. Команда Тонкса обнаружила, что ингибирование PTP1B ускоряет старение нейтрофилов. «Старый нейтрофил подобен солдату без оружия», — объясняет Тонкс. — «Поэтому независимо от того, сколько нейтрофилов заполнит область легких, они не смогут нанести серьезный ущерб».

Лаборатория Тонкса изучает передачу сигналов, процесс, который контролирует, как клетки реагируют на сигналы из окружающей среды. В частности, они сосредоточены на семействе белков PTP, которое Тонкс открыл более 30 лет назад. С тех пор он стремился разработать низкомолекулярные лекарства-кандидаты, нацеленные на эти белки. Такие лекарства могут обеспечить новые подходы к лечению основных заболеваний человека, включая рак, метаболические и нейродегенеративные заболевания. С нейтрофилами при COVID-19 — это удалось. Но пока только на мышах.