Растущая зависимость от экранов убивает мозг

Растущая зависимость от экранов убивает мозг

Любители бумажных книг, радуйтесь! Оказывается, чтение с экранов электронных устройств совсем не то же самое, что бумажные книги, которые пылятся у вас на полке. Новое исследование европейских учёных показало, что люди, читающие с экрана ридера, значительно хуже запоминают сюжет, чем те, кто читает обычные книги.

Группе из 50 человек дали для прочтения одну и ту же художественную книгу, но половина получила электронный вариант, а вторая половина — издание в мягкой обложке. Исследователи во главе с Анне Манген из Университета Ставангера в Норвегии выяснили, что чтение электронной книги с экрана не даёт того же эффекта погружения, как чтение бумажного издания. Манген представила свою работу на конференции в Италии в июле, в скором времени она будет опубликована.

«Читатели электронной версии показали худшие результаты, когда их попросили расположить в правильном порядке 14 событий из книги», — сообщила Анне Манген газете «Гардиан».

Так какая разница — бумага или PDF? Исследование было небольшое и поэтому имеет большое количество неопределённостей, но оно удачно вписывается в растущий ряд доказательств худшего восприятия информации при чтении с цифрового устройства.

В прошлом году Манген проводила анализ понимания прочитанного среди 72 десятиклассников. Их разделили на две группы: одни получили информацию в бумажном виде, а другие читали PDF-файлы с экранов компьютеров. Выяснилось, что молодые люди, читавшие с мониторов, хуже понимали и намного быстрее забывали полученный текст, чем их сверстники, читавшие бумажные копии.

Но страдает не только чтение, но и письмо. Замена обычных рукописных блокнотов планшетами и ноутбуками негативно влияет на развитие интеллекта у молодых людей, только начинающих творчески подходить к чтению и письму.

Психологи и другие учёные пытаются выяснить, почему навыки правописания от руки так важны, в особенности для развития детей. Газета «Нью-Йорк Таймс» написала об одном из исследований, показавшем, что в мозгу пишущего на бумаге ребёнка активируются те самые области, которые включаются у взрослого человека при чтении и письме. При наборе текста на клавиатуре активации указанных областей не наблюдается.

Наш мозг способен отличить, например, букву «а» независимо от того, каким способом она написана. Способность различать разные версии написания одной и той же буквы, вероятно, более полезна для умственного развития, чем один и тот же вариант, постоянно появляющийся перед глазами.

Даже для студентов колледжей важность письма от руки не перестаёт быть актуальной. Проведённое в 2014 году исследование показывает, что те молодые люди, которые делали записи с помощью ноутбука хуже отвечали на вопросы по пройденному материалу чем пишущие в тетради.

Не выбрасывайте пока книги и тетради — они ещё могут понадобиться. Если человечество начнёт полностью полагаться на компьютеры для письма и чтения, а книги будут замещены цифровыми копиями, усвоение материала может снизиться.

Вдобавок хорошую бумажную книгу можно перечитывать много раз, снова и снова наслаждаясь ею.

©  IGeek