РАЭК: Объём экономики рунета вырос на четверть в 2015 году — до 1,35 трлн рублей

Объём экономики рунета (контент и сервисы) по итогам 2015 года составил 1,35 трлн рублей, а объём электронных платежей — 588 млрд рублей, говорится в исследовании Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).

Суммарно это эквивалентно 2,4% ВВП России, а объём интернет-зависимых рынков сопоставим с 19% ВВП, подсчитали аналитики.

По сравнению с 2014 годом объём рынка контента и сервисов вырос почти на 24% — с 1,09 трлн рублей, а рынок электронных платежей на 23,5% — с 476 млрд рублей. По итогам 2014 года вклад интернет-экономики России в ВВП был эквивалентен 2,2%, а объём интернет-зависимых рынков составлял 16% ВВП.

5c29724e801d57.png

Значительная часть экономики рунета приходится на онлайн-ритейл: продажи через интернет-магазины в 2015 году выросли на 26% и достигли 598 млрд рублей. Рынок онлайн-платежей вырос на 23,5% и составил 588 млрд рублей. Сегмент онлайн-трэвел вырос на 13%, до 315,3 млрд, сегмент «прочие» — на 30%, до 147,2 млрд рублей.

Всё больше людей имеют опыт покупки и оплаты товаров в интернете: безналичными способами оплаты в интернете в 2015 году пользовались 69% пользователей рунета, подсчитали в РАЭК. У многих участников рынка доля заказов с мобильных устройств приближается к 50%, а в некоторых категориях — к 70%.

Эксперты также отметили рост качества и скорости доставки заказов за счёт инвестиций в логистику. В 2015 году «Почта России» доставила вдвое больше товаров из интернет-магазинов, чем в 2014 году, и в четыре с половиной раза больше, чем в 2013 году.

Российский рынок контекстной рекламы в 2015 году вырос на 15% и составил 80,5 млрд рублей. По прогнозам РАЭК, в 2016 году этот сегмент увеличится на 27% и превысит отметку в 100 млрд рублей.

Рынок медийной рекламы по итогам 2015 году упал на 10%, до 19,8 млрд рублей.При этом продажи видорекламы, на которую приходится основная доля этого рынка, выросли на 21% и составили 4,6 млрд рублей.

«Нововведением стал сегмент контент-маркетинга, который следует за изменениями на рынке SEO и появлением услуг по оптимизации и продвижению в соцсетях и магазинах приложений — его объём составил 20,10 млрд руб», — добавили в РАЭК.

Продажи цифрового контента выросли на 13%. Сегмент игр увеличился на 14% и составил 46,7 млрд рублей, онлайн-видео — на 9%, до 3,8 млрд, музыки — на 6%, до 2,33 млрд, электронных книг — на 67%, до 1,61 млрд.

По итогам 2016 года объём экономики рунета составит 1,58 трлн рублей, прогнозирует РАЭК. Эксперты считают, что большинство цифровых рынков в 2016 году выйдут на «консервативный сценарий роста» — 10–15%. В то же время в РАЭК отметили трудности прогнозирования будущих результатов из-за зависимости темпов роста от внешних факторов — экономической ситуации в России и покупательской способности населения.

Наблюдается и другая, тревожная тенденция на ряде сегментов рынков. Если год назад падающих или стагнирующих сегментов рынка было всего два-три, и эксперты прогнозировали восстановление в 2015 году, то сейчас мы вынуждены констатировать, что восстановление на этих сегментах не началось, более того, количество таких сегментов увеличилось.

Более того, даже на самых крупных рынках — коммерции и рекламы, эксперты отмечают практически 100-процентную зависимость темпов роста от экономической ситуации в России и покупательной способности населения, фактически — от внешних по отношению к интернету факторов.

Прогнозирование будущих результатов в такой ситуации затруднено — это отмечает большинство экспертов.

— РАЭК

©  vc.ru