Стартапы-миллионеры. Qik

qik_logo-cmyk-blueQik стал самым известным российским стартапом 2011 года. Новость о приобретении сервиса компанией Skype  опубликовали даже те СМИ, которые обычно не уделяют внимания ИТ-новостям. Вероятно, внимание журналистов привлекла девятизначная сумма сделки. О том, каким был путь к успеху и известности, рассказывает Александр Мотренко, генеральный директор Qik.

- Qik можно назвать классическим технологическим стартапом. Что стало отправной точкой для создания сервиса?

- Мы начали с того, с чего начинают все – нашли свободную нишу (в нашем случае это была передача видео через интернет) и уже тогда перешли к поиску дифференциальной идеи. Причиной выбора направления стало то, что Николай Абкаиров – технологический лидер стартапа – уже имел опыт работы с DSP-технологиями, но идея использования мобильных платформ, которая выделила Qik среди конкурентов, пришла не сразу. Предположительно, ее вдохновителем был сам Николай, родители которого жили тогда за 2000 километров - в Мурманске, а деловые партнеры – за границей. Он неоднократно сталкивался с тем, что не мог поделиться с ними какой-то важной или интересной визуальной информацией. Это и стало отправной точкой для обсуждения сервиса, который в итоге материализовался в Qik.

- Быстрый и успешный старт, отсутствие проблем с инвесторами, продажа за рекордную для российского стартапа сумму - это только внешняя сторона истории успеха? С какими проблемами вы сталкивались?

- Наверное, так часто бывает: то, что со стороны кажется успешным и быстрым, на самом деле состоит из непрерывной работы и решения все новых и новых задач, количество и сложность которых со временем только возрастает. Вообще, я не думаю, что существует какой-то ИТ-проект, который был бы реализован легко и гладко. Конечно, мы сталкивались со всеми неизбежными для начинающих свое дело проблемами и трудностями. Поиск инвестиций был отнюдь не легкой задачей. Во время кризиса 2008 года нам пришлось увольнять сильных и грамотных специалистов, отсутствие которых ощутимо затормозило развитие проекта. В целом, разработка продукта с ограниченными ресурсами – это очень непростая задача. Работа с партнерами тоже давалась не так легко, как это может показаться со стороны. И, конечно, были падения сервиса, которые всегда случаются совсем некстати … Через все это мы прошли и сказать, что это было легко и весело, как прогулка по пляжу, с кучей денег и почестей в финале было бы слишком большой натяжкой.

self_ajem

 

«Самое удивительное явление, которое я наблюдал, будучи частью стартапа - это неугасимая вера в успех, которую проецировали лидеры компании. Много раз нам казалось, что мы не выживем -  причин для этого хватало. Однако они, казалось, ни на секунду не сомневались в том, что проиграть мы не можем. И эта уверенность себя оправдала».

- Офис Qik расположен в Зеленограде, одном из центров российской электроники. Что послужило причиной для выбора места?

- То, что наш офис расположен в Зеленограде, обусловлено несколькими «историческими» факторами. Николай, я и несколько других ключевых людей из нашей компании учились в зеленоградском институте электронной техники – МИЭТе.  Какое-то время Николай жил в Зеленограде и работал в Москве. Дорога отнимала много сил и времени. Поэтому работа над собственным проектом началась у него на кухне, а впоследствии команда разработчиков строилась здесь же – в Зеленограде. Тот факт, что в городе есть университет, готовящий хороших специалистов в области электроники, конечно, оказался кстати. Но выбора как такового не осуществлялось – мы начали работать там, где было удобнее.

- Сейчас вы принимаете на работу выпускников МИЭТа?

- Мы стараемся не ограничивать своих поисков каким-то одним городом или  институтом. Как раз сейчас идет активный поиск талантливых специалистов для трех основных направлений: мобильные платформы, веб-программирование, работа с серверами обработки медиа-данных. При этом мы рассматриваем предложения от всех соискателей. Тем, кто живет  в других городах, мы помогаем с переездом. Вообще, надо сказать, что у нас формируется замечательный коллектив. Средний возраст разработчиков 25 лет, но при этом команда получается очень разносторонняя и сильная – здесь есть, у кого поучиться. Я думаю,  такая работа может заинтересовать очень многих талантливых специалистов.

- В каком направлении пошло развитие сервисов Qik после продажи Skype и позднее – приобретения Skype корпорацией Microsoft? Как это отразилось на вашей работе?

- На протяжении всего того времени, которое прошло с момента приобретения сервиса, мы продолжали активную работу и сейчас наши технологии приобретают новое воплощение в продуктах Skype, подробности которых я пока не могу раскрывать.

Что касается Microsoft, то влияние корпорации и ощущение себя ее частью никак не отразилось на нашей профессиональной деятельности, планах или организационной структуре. Однако, сам факт того, что мы вошли в состав Microsoft стал большим плюсом для всех настоящих и будущих сотрудников. И причина не только в зарплате, бонусах и соцпакете, но и в общей стабильности, уверенности и надежности. Кроме того, российский офис Microsoft стал для нас настоящим «старшим братом» и ощутимо помогает нам в поддержке бизнес-процессов и организационных вопросах. Впрочем, это – не первое знакомство нашей команды с Microsoft в России. Когда мы только начинали работу, мы получили возможность бесплатно использовать ПО Microsoft в рамках программы BizSpark. Эта помощь оказалась очень существенной для нас на тот момент.

- Когда вы поняли, что достигли успеха?

- Мы этого еще не поняли :-)

Конечно, как стартап, мы достигли апогея и цели своего существования. Но сегодня мы ставим перед собой новые задачи. Можно сказать, что они значительно сложнее и интереснее, поскольку их реализация будет проходить в масштабах пользовательской базы Skype и Microsoft.

©  Microsoft