Путь к ICO – от блог-платформы к блокчейн-проекту (тест по Алексею Кролу)
Чек-лист для проектов, выходящих на ICO — на примере инновационного стартапа
В избранное
В избранном
В 2016 году мы запустили стартап mapala.net — блог-платформу для путешественников, в котором была успешно реализована монетизация туристского авторского контента. За 10 месяцев более полутора тысяч людей написали свыше 7000 статей о городах, путешествиях и активном отдыхе и получили за это вознаграждение, эквивалентное примерно 2 млн. рублей.
Всё было замечательно — идея, команда энтузиастов с горящими глазами, видение путей развития. Были планы по созданию «конструктора путешествий», внедрению p2p-сервисов. Мы запустили pre-ICO, предварительный сбор средств на развитие проекта. В нас поверили простые люди, наши пользователи, стали поддерживать проект. Мы продолжали развиваться, работая с теми скромными ресурсами, что у нас были — создали новую версию сайта, тестировали идею с так называемой «очередью бесплатных путешествий» — моделью конкурса, в рамках которого мы публиковали на специальном аккаунте истории путешествий от наших пользователей. Набравшие по итогам голосования наибольшее количество баллов авторы отправлялись в путешествие. Всё было бы неплохо, вот только крупные инвесторы, которых мы пытались привлечь для ускорения работы над проектом, не торопились расставаться с деньгами. Переговоры с ними не приносили успеха.
Отработать разные гипотезы и проанализировать результаты нам стоило много «крови, тяжёлого труда, слёз и пота»*, пока мы не пришли к верному выводу: нельзя решить проблему потребителей услуг, не решая проблему поставщиков этих самых услуг. Это можно и нужно делать синхронно.
Так появилась концепция TravelChain — глобальной системы данных обо всех потребителях и поставщиках услуг на рынке туризма, построенной с использованием блокчейн-технологии. Разумеется, тут же мы получили критические отзывы и массу вопросов о том, как и зачем мы собираемся выходить на ICO: «А почему ваш токен будет расти в цене? А сколько я заработаю за год? А за два? А почему столько? А вы уверены?…»
Вместо того, чтобы отвечать одно и то же, мы вооружились недавней статьёй известного лектора и кинопродюсера, автора проекта Serendipity Алексея Крола, который прошёлся по диванным экспертам — любителям попиариться за счет критики проектов, выходящих на ICO, вплоть до обвинений в скаме. В своей публикации Крол определил важнейшую составляющую любого инновационного проекта:
Неопределенность следует из природы инновации, когда вы решаете проблему, которую до вас никто не решал. Если в серьезном инновационном проекте вы видите обещания точных метрик — вот это, б@#$ь, СКАМ.
Инновации — это всегда путь проб и ошибок.
Тестирование гипотез вплоть до успеха.
* Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слёз и пота
Уинстон Черчилль
Мы решили применить 3 критерия Крола (цитаты в начале каждого пункта) к задачам нашего проекта и сделать своеобразный чек-лист перед выходом на ICO. Вы можете использовать наши наработки, чтобы проанализировать готовность своего проекта и не тратить время на диванных экспертов и злобных критиков.
1. Критерий общественной значимости
Задача абсолютно общественно значима, это значит, она не просто даст деньжат, а, возможно, даст market shift
С помощью проекта TravelChain мы хотим изменить облик индустрии туризма, вывести ее на качественно иной уровень. Проект будет аккумулировать данные (пользовательские данные, базы данных профессиональных создателей контента и данные компаний) и обрабатывать их при помощи AI-алгоритмов.
Конъюнктура рынка, с которого будут уходить посредники, уступая место блокчейну и смарт-контрактам, не сможет сохраниться в прежнем виде. Рынок ожидают тектонические сдвиги, и это хорошо, потому что в нынешнем виде он похож на калейдоскоп. TravelChain создаст мозаику из этого хаоса, структурировав данные, и, обеспечив, с одной стороны, их сохранность и неизменяемость в блокчейн-сети, а, с другой — их циркуляцию в системе благодаря встроенным экономическим стимулам. Market shift представляется вполне осязаемой перспективой на фоне подобных перемен.
Эти вопросы помогут вам проверить свой проект по критерию общественной значимости:
- изменится ли облик всей индустрии с выходом вашего проекта?
- сохранится ли конъюнктура и отношения участников рынка в прежнем виде?
- проект помогает только одной стороне (участникам) рынка или нескольким?
- можно ли ожидать, что баланс сил на рынке перераспределится?
2. Прозрачность проблемы
Проблема, которую решает проект — очевидна, т.е. если для ее объяснения нужно более 10 строчек — это буллшит
Вот как мы проверили этот критерий на примере TravelChain (нам хватило всего 7 строк!):
- Две трети туристов тратят много времени и испытывают стресс при самостоятельном планировании путешествия. Это проблема.
- Люди не получают вознаграждения за их персональные данные. Это проблема.
- Поставщики услуг на рынке туризма вынуждены тратить огромные суммы на рекламные кампании в Google и Facebook, причем эти суммы растут от года к году. Это проблема.
TravelChain нацелен на решение всех вышеописанных проблем.
Путешественники могут начать получать удовольствие от планирования поездок и пользоваться качественными кастомизированными сервисами.
Компании могут иметь доступ к базам обработанных данных, что позволит им создавать персонализированные предложения, и снизить рекламный бюджет.
Эти вопросы помогут вам проверить свой проект по критерию проблематизации:
- можете ли вы описать проблему не более 10 строк?
- если спросить других участников рынка, назовут ли они такую же проблему? (сколько участников подтвердят её наличие?)
- действительно ли проблема не выдумана лично вами здесь и сейчас, а существует уже не первый год?
3. Отсутствие решения на рынке.
Существующего решения просто нет в рамках известных технологических подходов
Есть ещё и третья, не самая очевидная проблема туристической индустрии: существующие игроки не смогут сделать единую базу данных и стандарт обмена, т.к. если кто то из них начнет это делать — он потянет одеяло на себя и остальные начнут сопротивляться. Нужна третья сторона, ею и может выступить TravelChain.
На сегодняшний день ни одна технология, кроме блокчейн, не предлагает комплексного, эффективного и умного решения проблем потребителей и поставщиков услуг на рынке туризма.
Ни одна технология, кроме блокчейн, не позволяет реализовать в индустрии туризма такие задачи, как накопление, обработка, структурирование и сбалансированное распределение данных, а также их защиту от стороннего воздействия.
Ни одна технология, кроме блокчейн, не предлагает новую модель экономики, в которой для выражения стоимости сделки или прав на использование помещения можно создавать и распределять токены, функции нотариусов выполняют смарт-контракты, а обмен ценностями носит публичный характер и записывается в истории транзакций навсегда.
Ни одна технология, кроме блокчейн, не подходит для создания и развития инфраструктуры, в которой участникам для совершения сделок не обязательно доверять друг другу и быть лично знакомыми.
А, значит, критерий решения тоже выполняется.
Эти вопросы помогут вам проверить свой проект на релевантность и нужность решения:
- нужны ли вашей индустрии новые решения, закрывающие острые проблемы?
- сможет ли ваш проект занять над-позицию или позицию посредника между существующими участниками рынка?
- есть ли альтернативные технологические решения на рынке, которые могут конкурировать с вашим проектом?
Если вы успешно справились с ответами на все вопросы и ваш проект удовлетворяет всем вышеуказанным критериям, можете смело готовиться к ICO и заручаться поддержкой лидеров мнений, а на диванных экспертов махнуть рукой.
Дмитрий Кин, блокчейн-евангелист.
© vc.ru