Психологи Гарварда показали, что дети не всегда верят взрослым на слово. Они стараются проверить сами

13.09.2022, 18:06
Психологи из Университетов Гарварда и Торонто показали, что дети дошкольного возраста не всегда доверяют словам взрослых. Особенно если эти слова противоречат их собственному опыту. Дети стараются проверить и уточнить слова взрослых.
Владимир Губайловский
Психологи Гарварда показали, что дети не всегда верят взрослым на слово. Они стараются проверить сами
Public Domain

Дар критического исследования, вероятно, заложен в человеке генетически

Дети, как и взрослые, познают мир в процессе исследования. Они наблюдают и экспериментируют. Но есть и еще один канал информации — это слова другого человека. Люди склонны доверять авторитетным и надежным источникам (как они определяют надежность вопрос отдельный). Для ребенка 4–6 лет таким авторитетным источником является любой взрослый, но особенно родители и учителя. Они как бы созданы природой, чтобы нести знания. И казалось бы, ребенок должен беспрекословно верить всему, что говорят взрослые. Но это не так.

Как показали в новом исследовании психологи, ребенок верит утверждению «на слово» только в том случае, если он его уже проверял.

Экспериментальная проверка

В эксперименте приняли участие 109 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Им показали камень, губку и кусок мешковины. Их спросили: «Скажите, а камень твердый?» Все дети знали, что камень твердый. Они в этом успели убедиться на собственном опыте (можно сказать в результате предыдущих экспериментов).

Но потом одним детям экспериментатор подтвердил, что камень твердый, а другим он сказал, что камень мягкий. Когда экспериментатор вышел из комнаты, все дети второй группы тут же отправились проверять действительно ли камень мягкий.

По мнению ученых у младших и старших детей цели были разные. Младшие — до 6 лет — захотели поближе рассмотреть удивительный мягкий камень. То есть, они в принципе взрослому поверили, но поскольку его утверждение было «неожиданным», то есть противоречило опыту, они решили свой опыт расширить. Причем только слов взрослого, что бывают «мягкие камни» им было явно недостаточно.

Старшие намеренно пошли взрослого опровергать, поскольку считали свой опыт достаточно надежным. 

Был и второй эксперимент, но он не был столь показателен, поскольку проводился онлайн (из-за ковидных ограничений), но и второй эксперимент подтвердил выводы первого.

Дети не готовы безусловно пересматривать свой опыт только потому, что слова взрослого этому опыту противоречат. Причем старшие настроены более скептически, они знают, что взрослые вполне могут ошибаться и их надо поправлять.

«Мы еще многого не знаем», — говорит один из авторов статьи Сэмюэл Ронфард, — «Но ясно, что дети не верят всему, что им говорят. Они думают о том, что им сказали, и если они настроены скептически, они ищут дополнительную информацию, которая могла бы подтвердить или опровергнуть то, что они услышали».

©  Популярная Механика