Прекрасные дилетанты: 10 нетехнологических стартапов, основанных непрофессионалами
PR-менеджер компании-разработчика «Студия Михаила Кечинова» Роман Чигирёв перечислил десять «материальных» стартапов, открытых за последнее время представителями digital-индустрии, и предположил, что заставило их основателей взяться за новые сферы деятельности.
Люди из digital, рекламы, ИТ или, например, юриспруденции в один прекрасный день бросают все к черту и создают маленький «физический» стартап — никак не связанный с мобильными приложениями, сайтами, технологиями и всем, чем они наелись за свою карьеру. Они делают мебель из старых лодок, сумки и кошельки, крафтовое пиво, обжаривают кофе, плетут корзины или продают поленья для каминов.
Подобные проекты объединяет то, что они, условно говоря, запущены непрофессионалами. Такой бизнес может быть как хобби, которое приносит деньги, так и вполне затратным стартапом, когда времени для других дел не остается. Тематика может быть любой, но, как правило, она довольно узкая и не наукоемкая. Берется то, в чем просто разобраться и что просто продавать, потому что оно пользуется массовым спросом. Проект делает особенным подход, а не ниша.
Вот только малая часть подобных стартапов, запущенных за последние несколько лет.
«ДЕбошь»
Идея: антистресс-развлечение, когда комнату с интерьером нужно уничтожить кувалдой.
Статус: активен с 2015 года.
Основатели: инвестиционный директор QIWI Алексей Баринский и коммьюнити-менеджер BlaBlaCar Ирина Баринская.
Moscowfresh
Идея: экспресс-доставка свежих продуктов по Москве.
Статус: активен с ноября 2015 года.
Основатель: Лев Волож, автор проектов «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Мастер».
Dinnr
Идея: сервис доставки ингредиентов для приготовления пищи в Лондоне.
Статус: закрыт, работал с июля 2012 года по март 2014 года.
Основатель: Михал Боханес, менеджер по стратегическим партнерам в Google.
Боханес продолжает работу на ключевых должностях в технологических проектах, на данный момент он занимает пост коммерческого директора Teespring. Вот рассказ Михала о причинах провала его проекта.
«Рубашка на заказ»
Идея: пошив рубашек по индивидуальным размерам с онлайн-конструктором.
Статус: активен с 2009 года.
Основатель: Василий Мунтян, управляющий дополнительного офиса регионального банка.
Основатель говорит о том, что за полтора года проект достиг максимума, а интернет как канал продаж быстро себя исчерпал. Василий рассказал о своем бизнесе на vc.ru.
«Сырный сомелье»
Идея: магазин сыров.
Статус: активен с марта 2014 года.
Основатель: Александр Крупецков, программист и проектный менеджер.
Основатель необычного стартапа оставил работу по интеграции ИТ-решений в банковской сфере и решил рискнуть. Проект успешно развивается, историю его основания Александр рассказал The Village.
Cat Home
Идея: картонные домики для кошек.
Статус: закрыт.
Основатель: Павел Сизов, менеджер по продажам.
Автор Cat Home называл проект «скромным семейным бизнесом» и развивал его параллельно с основной работой — с историей бизнеса можно познакомиться в интервью автора.
Qlean
Идея: сервис для онлайн-заказа уборки.
Статус: активен.
Основатели: продуктовые дизайнеры Никита Павлов и Александр Коровин, руководитель отделения банка «Мой банк» Никита Репешко.
Один из самых успешных проектов, открытых непрофессионалами, который был признан «стартапом года» по версии РБК. Рассказ авторов о проекте.
«Раки Москва»
Идея: служба доставки раков.
Статус: активен с 2010 года.
Основатель: Андрей Смирнов, организатор праздников.
«Сделано»
Идея: типовой ремонт квартир.
Статус: активен.
Основатели: архитекторы Марко Михич-Ефтич и Илья Шаргаев; основатель журнала «Афиша», дизайнер Илья Осколков-Ценципер.
Kennedy’s Coffee
Идея: сеть микрокофеен.
Статус: активен с 2013 года.
Основатели: Борис Родионов и Андрей Устьянцев, проектные менеджеры в digital-агентствах.
Сеть позиционирует себя как франшиза: кофейни по этой модели открывались в разных городах России и стран СНГ.
Почему люди делают вещи
Самый очевидный способ начать бизнес — взять отрасль, в которой ты разбираешься, и запустить в ней свой проект. Так меньше рисков упустить что-то важное, споткнуться в ответственный момент и все растерять.
По этому пути многие и идут: юрист из крупной конторы организует частное бюро, программисты запускают сайд-проекты, бывшие менеджеры по рекламе — рекламные агентства. Это наиболее быстрый способ открыть свое дело: все перечисленные компании оказывают услуги, а значит, не нужно тратиться на сырье, думать о хранении продукции, санитарных нормах и обо всем, на чем держатся «материальные» виды бизнеса — торговля и производство.
Как показывает опыт, digital-рынок еще далек от насыщения услугами высокого качества: не знаю ни одного нормального программиста или дизайнера, который бы уволился и сидел без работы. Но люди все бросают и делают совершенно незнакомый бизнес. Они камикадзе?
Главные причины того, почему так происходит:
- Профессиональная усталость. Главный недостаток работы в «нематериальных» сферах — отсутствие ощутимого результата своей деятельности. Метрики и графики — это хорошо, но любой хочет делать что-то такое, что можно потрогать руками.
- Страх оказаться невостребованным в будущем. Сегодня SMM актуален, но сколько времени пройдет до момента, когда пузырь лопнет? Поэтому многие копят деньги и вкладывают их в материальный мир.
- Сильная увлеченность чем-либо. Это главный двигатель: наверное, половина всех «физических» стартапов вырастает из увлечений. Стоит почитать, чем в свободное время занимаются представители рекламной индустрии, — и становится понятно, как им надоело продавать воздух.
- Вера в то, что современный подход к управлению сам по себе создает конкурентное преимущество. Поэтому столько внимания уделяется бренду, фирменному стилю, публикациям в модных изданиях и красивым кадрам, заказанным у дорогого фотографа. Такие стартапы изначально ориентированы на франчайзинг: они продают не столько продукт, сколько свою успешность.
- Негативный опыт запуска технологических стартапов. Не важно, был ли это личный опыт основателя или подсмотренный опыт заказчика за время работы в агентстве. Даже при хорошей команде и поставленных процессах бизнес-идея может не «взлететь»: развитие рынка ИТ-стартапов очень сложно спрогнозировать. Даже у профессионалов из отрасли остается много вопросов, которые касаются процесса работы, подбора команды, технологий, схем оплаты, моделей монетизации, продвижения, распределения бюджета и так далее.
Пусть читателя не вводит в заблуждение низкий процент неудачных «материальных» стартапов: их хватает, просто освещаются такие неудачи заметно реже, чем провалы молодых бизнесменов в той же Кремниевой долине.
© vc.ru