Правительство создаст структуру для развития онлайн-торговли за рубежом

Акцент на экспорт

«Одним из проектов может стать создание крупных российских частных компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через интернет во все страны мира. У нас есть, что поставлять», — заявил в своем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин.

Он предложил создать «механизм с​​опровождения наиболее значимых проектов», к ним, по его словам, относятся, в частности, крупные проекты в промышленной, сельскохозяйственной, транспортной сферах и в жилищном строительстве. «Этим мог бы заняться специальный проектный офис», — заключил Путин. Предложения о работе подобной структуры он поручил разработать председателю правительства Дмитрию Медведеву. Предложение по созданию в России крупных компаний в интернет-коммерции должно стать одним из направлений работы проектного офиса.

Президент не конкретизировал, идет ли речь о продажах в розничном или b2b-сегменте, какие товары предполагается импортировать и, главное — кто будет от​вечать за новую структуру. «России нужны компании, способные завоевывать мировые рынки», — сказал президент.

Источник, близкий к администрации президента, уточнил РБК, что создание интернет-продавцов для торговли с зарубежьем лоббируют Минкомсвязи, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Российская ассоциация франчайзинга (РАФ). Собеседник РБК признает, что «идея пока сырая, до проработки деталей пока не дошло». Представители министерства, ФРИИ и РАФ сообщили РБК, что не в курсе, о чем конкретно говорил Путин.

Представитель РАФ уточнил, что организация действительно сейчас работает над несколькими проектами в сфере электронной коммерции, однако они «не имеют отношения» к высказанному президентом пожеланию. Например, РАФ развивает проект, связанный с «продвижением российских франчайзи за рубежом», подробностей в организации не раскрывают.

Один из собеседников РБК в крупной интернет-компании предположил, что реализацией задумки президента может заниматься Российский экспортный центр (РЭЦ). Дозвониться до РЭЦ пока не удалось.

Опрошенные РБК участники российского рынка электронной коммерции, представители нескольких министерств и профильных ведомств и интернет-омбудсмены также пока не понимают, как инициатива президента будет воплощена.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов сказал, что идею создания крупных компаний в сфере онлайн-торговли «регулярно обсуждают чиновники», но никакой конкретной информацией по этому вопросу Иванов не обладает.

Другой собеседник РБК из крупной деловой ассоциации отметил, что есть «пул российских бизнесменов, которым интересна подобная инициатива». Конкретные фамилии он назвать отказался.

Быть как AliExpress

«Сейчас серьезно стоит вопрос о выходе на экспорт в тех категориях, где российская продукция может быть конкурентноспособной, в первую очередь — в продовольствии, легкой промышленности», — отмечает омбудсмен в сфере регулирования торговой деятельности Андрей Даниленко. Сегодня востребованности российской продукции добавляет девальвация рубля, отмечает он, поэтому необходимо воспользоваться моментом и поддерживать бизнес, который имеет приоритетные шансы в ближайшие годы стать экспортно ориентированным.

Пока всерьез говорить о наличии экспорта из России не приходится, поскольку отсутствуют законодательные условия для этой деятельности, говорит Иванов. По его оценкам, в этом году экспорт составит не более 700 тыс. отправлений. Для сравнения: импорт превысит 100 млн отправлений, говорит Иванов.

Если говорить о том, какие страны могут быть привлекательны для российского бизнеса, стоит обратить внимание на Китай, продолжает Иванов. Несмотря на то, что там жесткое регулирование и довольно конкурентный рынок, механизмы выхода на него понятны — есть площадки отдельных стран на торговых платформах JD.com (например, Австралии, Южной Кореи), есть T Mall внутри AliExpress, отмечает Иванов.

Именно этом году интерес к торговле российским товарам начали проявлять международные гиганты в сфере электронной коммерции. В частности, компания eBay в начале года начала подключать к своей платформе представителей малого и среднего бизнеса из России. Тогда же глава eBay в России Владимир Долгов пообещал открыть трансграничную торговлю для российских партнеров. В задачу eBay, по его словам, входит создание системы, которая помогала бы продавцу самостоятельно возвращать НДС.

С сентября 2015-го продовольствие в тестовом режиме через T Mall начала продавать сеть магазинов АБК. 

©  РБК