Правда ли, что ругань уменьшает боль: неожиданная польза мата
Мнение о том, что ругань на самом деле усиливает болевые ощущения, долгое время связывали с когнитивным искажением, известным как катастрофизация мышления. Мол, делая акцент на случившемся, мы не облегчаем ситуацию, а лишь усиливаем ощущение беспомощности и чувство, что только что произошло худшее событие из всех возможных. Но ведь реальное человеческое поведение, кажется, противоречит и плохо соотносится с таким предположением, верно?
Если от ругани нам якобы становится хуже, почему она является первой неосознанной реакцией? Ведь все бессознательные действия нашего организма настроены не на вред себе, а на помощь и выживание.
Задавшись аналогичными вопросами, чуть больше 10 лет назад Ричард Стивенс, доктор наук, психолог и автор книги «Black Sheep: The Hidden Benefits of Being Bad» («Черные овцы: скрытые преимущества плохого поведения»), решил проверить ситуацию с ругательствами опытным путем. В эксперименте, который он проводил в Университете Кила в Стаффордшире, Англия, приняли участие 67 его студентов. Их задача состояла в том, чтобы дважды сунуть руки в ледяную воду и продержать их там как можно дольше. Почему дважды? Потому что, согласно условиям эксперимента, в первый раз студенты должны были сопровождать это действие ругательствами, а во второй — сдерживать себя от крепкого словца.
Гипотеза, которую хотел доказать доктор Стивенс, была следующей: если ругань скорее вредит, то, ругаясь, добровольцы продержат руки в ледяной воде меньшее количество времени, чем в тех случаях, когда они будут использовать нейтральные слова.
Чтобы исследование было чистым, всем студентам было разрешено использовать только одно нецензурное слово и одно нейтральное слово, а порядок ругательного и нейтрального погружения рук в воду был случайным. Перед началом эксперимента Стивенс также попросил каждого студента назвать пять слов, которые они бы использовали, если бы ударили себя молотком по пальцу, и пять слов, чтобы описать стол, — и взял по одному слову из каждого списка.
Что в результате? То, чего так отчаянно требовал здравый смысл: ругаясь, добровольцы могли держать свои руки в ледяной воде почти на 50% дольше, чем когда они использовали нейтральное слово. Датчики состояния также показали, что во время использования нецензурных слов у испытуемых учащалось сердцебиение, а восприятие боли снижалось. В общем, ругательства действительно повышают болевой порог человека.
Ругань во время хорошей порции боли работала для всех, кого изучал Стивенс. При этом совершенно никакой роли не играло то, насколько комфортна для человека сама мысль о брани или как часто он использует ее в повседневной жизни. И для тех, кто не лезет за бранным словечком в карман, и для тех, кто предпочитает сказать «Ой!» вместо известного слова из трех букв, результаты были одинаковы. Тем не менее тип ругательства действительно может иметь значение: чем оно острее, тем сильнее его болеутоляющий эффект.
«Раньше боль считалась чисто биологическим явлением, но на самом деле она очень психологична. Один и тот же уровень травмы будет более или менее болезненным при разных обстоятельствах», — пишет Стивенс. Боль — это не просто взаимосвязь между интенсивностью раздражителя и глубиной вашей реакции. Окружающая обстановка, ситуация, культурные нормы, качества вашей личности, ваше настроение и даже прежний болевой опыт — все это влияет на то, как вы будете чувствовать боль в тот или иной момент вашей жизни.
Что происходит с организмом, когда мы ругаемся?
Во время исследования Стивенс не ориентировался на эмоциональное состояние испытуемых, но количественно оценивал степень их возбуждения, используя данные о частоте сердечных сокращений и гальванической реакции кожи (с помощью маленьких электродов на кончиках пальцев можно определить уровни стресса, страха, беспокойства или волнения).
Как оказалось, ругань вызывает реакцию, известную как «бей или беги». Но если она помогает с болью, потому что вызывает эмоциональное возбуждение, то почему бы просто не заменить ругань каким-то другим действием, вызывающим аналогичное состояние?
Чтобы оценить, насколько это возможно, Стивенс вместе с одной из своих студенток, Клэр Олсоп, провел еще один эксперимент (исследование было продумано так тщательно, что Клэр получила за него престижную награду Британского психологического общества): Олсоп хотела узнать, сможет ли она повысить терпимость к боли, заставив человека почувствовать агрессию.
Еще 40 студентов согласились повторить тест с ледяной водой, только на этот раз эксперимент проводился после того, как одни испытуемые поиграют в шутер от первого лица (одну из тех видеоигр, где вы бегаете, пытаясь убить людей, прежде чем они убьют вас), а другие — в гольф. После игрового сеанса каждый доброволец заполнял «анкету враждебности», в которой оценивал свое состояние по разным показателям («спокоен», «раздражен», «взбудоражен» и проч.) по шкале от 1 до 5.
Затем, чтобы увидеть, насколько агрессивно настроены участники, Клэр проводила тест: показывала им слова с пропусками и просила заполнить пробелы. Например, «exploe» или «ight». Тех, кто написал «взрываться» или «битва» («exploDe» и «Fight»), она охарактеризовала как более агрессивных в сравнении с теми, кто отвечал «исследовать» или «свет» («exploRe» и «Light»).
Как показали тесты, испытуемые неизменно набирали больше баллов по показателям агрессии, если до заполнения опросников играли в шутер, а не в гольф.
Но оказывало ли это хоть какое-то влияние на их ощущение боли? И снова да: эффект, аналогичный тому, что наблюдается при ругательствах, сохранялся. После игры в гольф испытуемые мужского пола могли погрузить свои руки в ледяную воду в среднем на 117 секунд, а женщины — на 106. После шутеров эти показатели равнялись 195 секундам у мужчин и 174 — у женщин. Это около трех минут.
Мы знаем, что уровень агрессии в любой момент времени является комбинацией агрессивных элементов нашей личности и нашей реакции на текущие обстоятельства. А значит, исследование Олсоп и Стивенса позволяет предположить, что с помощью ругательств мы можем манипулировать своими эмоциями, превращая их в средство борьбы с болью.
Интересный факт о ругательствах
Написание и звучание ругательств не так случайно, как может показаться на первый взгляд. Например, подавляющее большинство ненормативной лексики в русском языке имеет 3−5 букв, хотя это и не абсолютное условие, чтобы записать слово в ругательное. Конечно, речь идет о «базовых» ругательствах: у слов, производных от них, букв больше. Ну и далеко не каждое слово из трех букв — ругательное. Однако почему же основная масса ругательств попадает именно в этот диапазон, что такого особенного в числах от 3 до 5?
Вероятно, секрет в том, как эти слова звучат: независимо от реального положения дел они, как правило, произносятся словно одним слогом. Похоже, что за годы развития и изменений язык сформировал особую модель для наиболее частотных слов в обсценной лексике: краткость ускоряет темп их произношения, что усиливает эмоциональный накал.
Материал предоставлен платформой «Теории и практики»