"Маркетинговая и PR активность ИТ-компаний несомненно вырастет к концу 2010 года"
Интервью с Юлией Курсовой, руководителем компании Business Communications Agency.
- Что связывает вашу компанию с ИТ-сферой?
- Business Communications Agency - коммуникационное агентство, работающее уже более 10 лет. Так сложилось, что у истоков агентства стояли люди, имеющие богатый опыт маркетинговых коммуникаций на рынке высоких технологий. В силу этого именно ИТ-рынок стал для компании "базовым", в разное время его доля в бизнесе агентства составляла 80-90%. При этом агентство имеет богатый опыт работы как с компаниями, ориентированными на корпоративный сегмент - EMC, Emerson Network Power, Telia Sonera, Fluke Networks,Informatica, Trend Micro, InterSystems, Borland, Siemens, так и с лидерами консьюмерского рынка - HP, Western Digital, Sony, Jabra, AMD, Logitech. Поскольку консалтинг в области маркетинга является составной частью большинства наших контрактов, сотрудники агентства постоянно анализируют ситуацию на рынке, поведение ведущих игроков, тенденции и перспективы. Помимо открытых источников, мы регулярно общаемся с экспертами рынка, стараясь получить максимально широкую информацию о состоянии дел и прогнозы на будущее.
- Какие ключевые изменения произошли в этом году на российском ИТ-рынке?
- Думаю, пока рано делать выводы, но первые впечатления вдохновляют. Очень многие ИТ-компании, в том числе и большинство наших клиентов, объявляют о росте бизнеса. Приятно и читать и писать о новых контрактах и историях успеха, не менее радует, что мы получаем запросы на маркетинговую поддержку ИТ-компаний, которые еще не представлены или слабо представлены на российском рынке. Как всегда после кризиса не только в ИТ, но и в любой отрасли выживают сильнейшие, рынок дисциплинируется и реструктуризируется, улучшается качество предложений. Для руководителей всех компаний и отраслей в посткризисный период остро стоит вопрос прозрачности и эффективности работы бизнеса, а при решении этих вопросов без ИТ-решений не обойтись. Думаю, во многом это и обеспечивает рост, который мы наблюдали в первой половине 2010 года.
- Чем принципиально отличается 2010 год от 2009 года?
- Если сравнивать общее настроение на рынке, то разница огромная. В начале прошлого года наблюдался общий спад и депрессия, своей основной задачей большинство компаний считало оптимизацию бизнес-процессов и расходов. Они занимались сокращением издержек, стоимости аренды, сокращением персонала или зарплат и, что наиболее актуально для нашего бизнеса, маркетинговых бюджетов. Очень пострадало планирование, так как большинство компаний отказалось от долгосрочных планов вообще, что только усугубляло "снежный ком" падения рынка. Хотя нашлись сильные и смелые игроки рынка, которые не побоялись использовать возможность затишья и снижения цен, чтобы выйти на новые рынки или приобрести подешевевшие активы. Среди наших клиентов такие есть, и, насколько можно судить по первым результатам, они не прогадали, успешно использовали момент и заняли достойное место на локальном ИТ-рынке. Этот год начался совсем иначе, у представителей бизнеса более оптимистичное настроение, хотя, на мой взгляд, трудно сказать, имеет ли это под собой какую-то реальную основу или является PR-попыткой активизировать рынок и заказчиков.
- Как развивался бизнес вашей компании в первой половине года? Каковы результаты по отношению к аналогичному периоду прошлого года?
- Могу сказать, что наша компания и ее финансовые показатели довольно стабильны. 2008 год, середину которого принято считать началом кризиса, для нас, как и для многих маркетинговых компаний, был весьма успешным. Это обусловлено тем, что в начале года маркетинговая активность на рынке была очень высокой, а во второй половине года компании все еще проводили запланированные ранее активности и бюджеты сокращали постепенно. Реально мы ощутили кризис с наступлением 2009 года, но нашей компании удалось сохранить стабильность, и значительного провала в 2009 году у нас не произошло. Тем не менее, могу сказать, что в первой половине 2010 оборот вырос на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Это, безусловно, не свидетельствует о значительном росте прибыли, но подтверждает значительный рост маркетинговой активности на рынке.
- Что изменилось за год в вашей компании?
- Самое ощутимое изменение – это большое количество тендеров, значительная часть которых проводится ИТ-компаниями, правда, иностранными, стремящимися активизировать работу на российском рынке. Кроме того, поступающие запросы предполагают не разовые проекты и краткосрочные программы, а полноценную долгосрочную маркетинговую поддержку, что говорит и о стабильности клиентов, и гарантирует стабильность нашему бизнесу.
- Как изменится маркетинговая и PR-активность ИТ-компаний к концу 2010 года?
- Маркетинговая и PR активность ИТ-компаний несомненно вырастет к концу 2010 года. На самом деле она уже выросла, наблюдается значительный подъем, растет количество мероприятий и проектов, увеличиваются и маркетинговые бюджеты ИТ-компаний. На рынке маркетинговых услуг наблюдается оживление, очень много новых запросов, и я считаю, что эта тенденция сохранится в следующем году. При этом основной вклад, думается, внесут те компании, которые либо не вели активной маркетинговой работы раньше, либо резко свернули активность в период кризиса и сейчас пытаются ее возобновить - у нас есть уже несколько запросов на комплексное обслуживание от таких вендоров. Участники же рынка, которые поддерживают свою активность на стабильном уровне, вряд ли будут ее существенно расширять. Что касается направлений инвестиций, то одним из основных трендов является активное использование социальных сетей и блогов. Думается, что фокус маркетинговой активности будет смещаться в этом направлении. Во всяком случае, почти в каждом запросе сейчас присутствует тема продвижения в блогосфере.
© @Astera