Потерянные лица: открыт способ находить скрытые изображения на старых фотографиях

Группа ученых из Канады и США использовала метод синхротронной визуализации, который использует рентгеновские лучи для точного определения состава материалов, для спасения старых дагерротипов (очень старых фотографий), подвергшихся коррозии. Полученные результаты очень удивили.

На самом простом уровне метод включает химический анализ, чтобы определить, где на дагерротипе произошла коррозия или повреждение. Как только это установлено, можно работать в обратном направлении, чтобы увидеть, что изображено на оригинале.

(Мадалена Козачук/Западный университет)

Дагерротипы были популярны в середине 1800-х годов и предполагали перенос изображения на медную пластину, которая была химически обработана, чтобы реагировать на свет. Медные пластины дагерротипов естественным образом разлагались и сильно повреждались, когда их пытались очистить. Ученые, похоже, нашли способ оживить их.

«Очень интересно обнаружить изображения, которые, казалось бы, были потеряны навсегда», — поделился впечатлениями Цонг Конг Шам, химик из Западного университета в Канаде.

Открытие дает нам возможность увидеть людей, живших в XIX веке, которых мы иначе не увидели бы. Теперь мы можем получить представление об их истории и культуре.
Анализ изображений дагерротипов с помощью синхротронного излучения позволяет исследователям измерить уровень содержания серебра и ртути в каждой точке фотографии. Эти химические вещества необходимы для создания изображения, поэтому эти фотографии могут быть использованы для реконструкции изображения.

старые фото
(Национальная галерея Канады/Шам и др., Журнал культурного наследия , 2024 г.)

Основываясь на предыдущих аналогичных исследованиях, новое исследование показывает, что всегда можно восстановить такое изображение, если частицы выветрившегося изображения целы. Кроме того, оно позволяет понять, как безопасно использовать рентгеновские лучи — слишком сильный луч может привести к новым повреждениям.

«Рентгеновские лучи обычно не вызывают видимых повреждений металлов, поэтому я не думал, что рентгеновские лучи могут повлиять на пластины. Возможно, химические примеси или коррозия дагерротипов сами по себе выделяли тепло и оставляли небольшие следы там, где проходил рентгеновский луч», — рассказал ученый.

Исследователи считают, что эта техника имеет большой потенциал для изучения культурного наследия середины XIX века. Многие дагерротипы выставлены в музеях и галереях по всему миру, и эта методика может рассказать больше о том, как выглядели, одевались и жили люди в то время.

Процесс также может быть адаптирован к различным типам изношенных или деградировавших материалов, таких как археологические артефакты и окаменелости, нуждающиеся в реставрации.
«Эта техника может широко применяться во всех областях науки, от гистологических исследований до материаловедения», — говорит Шам.

«С ее помощью можно выяснить, противостоят ли металлы коррозии и каким образом. А в случае с материалами, которые уже подвергаются коррозии, мы можем изучать продукты коррозии и их распределение на поверхности».