Постановка задач, разработка, аналитика: набор инструментов для работы проекта

Допустим, у вас есть команда, состоящая из 10+ человек, которые каждый день работают в вашем стартапе и приносят какую-то пользу, выполняют какие-то обязанности. Перед любым менеджером такой команды встанет вопрос — как правильно организовать процесс работы, чтобы не было проблем с коммуникациями, задачами, сроками и пониманием общей цели. Хочется, чтобы команда работала без проблем и недопониманий. Задача практически невыполнимая, но она еще больше усложняется, когда некоторые члены команды работают не fulltime, а другие удаленно. В таком случае важно крайне эффективно и удобно выстраивать процесс работы с применением многих взаимосвязанных инструментов.

Про порядок

Во многих компаниях, в особенности молодых (читай стартапах), популярно устраивать холакратию, которая часто выливается в анархию и практически полное отсутствие нормальных процессов. Такая работа больше похожа на хаотичные движения членов команды в разные стороны. Пользуясь своим прошлым опытом, мы хотели избежать этого (и избежали) и выстроить адекватные процессы. В то же время важно было не «переборщить» и не превратиться в компанию, где все обмениваются служебными записками. На графике ниже показано *примерное* движение информации и задач внутри команды.

b_595bf35c90ac3.jpg

Коммуникации

Важность коммуникаций и общения внутри команды сложно переоценить (а для распределенной команды так тем более), поэтому хороший и удобный мессенджер крайне важен

b_595ba8eaef7e3.jpg

Вывод: в конечном итоге мы остановились на Slack, благодаря большому количеству интеграций, разделению на каналы по разным тематикам и отсутствию стикеров (да, для нас это плюс).

Как улучшить работу: настройте как можно больше интеграций со своими сервисами, чтобы Slack был местом, где все узнают обо всем самом важном и о текущих процессах. В виду распределенности нашей команды, было важно понимать, какие задачи двигаются, какие идут обсуждения и какие проблемы решаются. Slack стал главным местом для общения и понимания общего положения дел.

Совет: Сделайте для автоматических уведомлений (системы сборки, интеграция с таск-менеджером и т.д.) отдельные специализированные каналы, а также отдельный канал по анонсам (или приватную организацию в Evendate) и следите за тем, чтобы котики и гифки были в канале #random.

В итоге каналы в нашем slack выглядят примерно так:

b_595b99107668c.jpg

Задачи

В работе нашей команды было очень важно фиксировать все задачи и идеи, а также отслеживать их прогресс. Рассматривали все облачные варианты, начинали с Producteev, а в итоге дошли до Trello.

b_595ba8dc925fc.jpg

В конечном итоге наш выбор пал на Trello, что достаточно очевидно для относительно небольшой команды с несложными требованиями. Подкупили простота и удобство сервиса.

Как улучшить работу: используйте все возможности сервиса — списки, метки, стикеры к таскам, коллекции, подписка на доски, календарь, старение карточек.

Совет: сделайте по каждому направлению работ отдельную доску (в нашем случае Web, Android, SMM и т.д.), в каждой из досок мы пришли к спискам Ideas, To Do, Bugs (Problems), Doing, Done. Получилось некое подобие Канбан. Если вы работаете по SCRUM, как и мы, то лучше всего делать отдельную борду для каждого спринта со списками в виде направлений работ + Doing, Done.

08-lFQMDGHFRGKZTGVMlU0hgXRJBu1mnnp00v7Hk

Дизайн

Работа дизайнеров в нашей команде построена в Sketch + Google Drive, и это работает практически без проблем. Но совсем скоро будет идеально, когда появятся инструменты для контроля версий макетов (почти как git). Главная проблема начинается тогда, когда макеты необходимо передать разработчикам.

b_595ba90ec45e5.jpg

Сейчас мы используем Invision для веб-версии, Sympli для Android, Marketch для iOS. Выбрать один инструмент, устраивающий всех, оказалось сложно. Дизайнеры не жалуются, все разработчики счастливы.

Разработка

Главный инструмент любого разработчика — IDE, но его выбор за рамками этой статьи. Для нас важнее выбор системы контроля версий, чтобы результат труда точно никуда не пропал и команда могла продолжать одновременно работать над кодовой базой.

b_595ba921cb106.jpg

Файлы

Создание, в том числе совместное, обмен, управление доступом — все очень важно для всех направлений работы: ассеты для разработчиков, маркетинговые материалы, финансовые документы. Все это где-то надо хранить.

В работе с файлами есть 3 сервиса, которые практически одинаковы по своим возможностям: Облако@Mail.Ru, Яндекс.Диск, Google Drive. Отличаются они доступным дисковым пространством (8 гб, 20 гб и 15 гб соответственно), дизайном приложений и офисными пакетами, которые интегрированы в сервисы.

В конечном итоге наш выбор пал на Google Drive благодаря удобному редактору файлов (Яндекс и Mail.ru предлагают Office365, который не сильно понравился в плане производительности). Другое важное преимущество Google Drive — удобное управление правами доступа и возможности дополнительных интеграций (Google Forms, draw.io, Google Apps Script, Advanced REST Client и многое другое, их действительно очень много).

Как улучшить работу: подберите удобные инструменты, которые могут помочь в работе. Для нас такими стали: Google Forms, draw.io, Advanced REST Client и Lucidpress.

Совет: следите за порядком в файлах и папках. Удобно также по каждому направлению создать папку. Решением также может быть создание файла с описанием структуры в виде дерева — так сильно проще искать.

Примечание: если бы мы выбирали сейчас, скорее всего остановились бы на Яндекс.Диске, потому что с появлением Яндекс.Коннекта там все стало сильно удобнее и приятнее, особенно в плане интеграции с учетными записями пользователей.

Email

Многие стартаперы и молодые команды допускают одну ошибку — делают почту не на своем домене, а на публичных @yandex.ru, @mail.ru, @gmail.com etc. Вы можете возразить: какое это имеет значение? И будете правы. Но перестраховаться от пренебрежительного отношения партнеров и инвесторов стоит, тем более сделать почту на своем домене — дело 10 минут. Яндекс и Google в дополнение к почте предлагают и другой функционал, помогающий в администрировании и в работе команды.

b_595ba9afde479.jpg

Не смотря на большое отставание от Google в плане функционала, мы решили использовать Яндекс.Коннект и не ошиблись. Потребности небольшой команды покрываются полностью, и нам не приходится платить за это ни копейки.

Как улучшить работу: в настройках Яндекс.Коннекта есть возможность задания оргструктуры с общей почтой, указанием начальников отделов и т.д. Инструмент сильно помогает при работе с правами и сотрудниками. Но до этого надо дорасти.

Совет: в Яндекс.Коннект есть также мессенджер и трекер, которые могут устроить небольшие команды, и не придется возиться с кучей разных инструментов. Мы сами их не используем, но обратить внимание на них стоит. Особенно интересным выглядит трекер, которые позволяет работу по методологии Agile почти полностью перенести в цифровой вид.

Телефония

К сожалению, мы не можем поделиться своим опытом использования нескольких сервисов, потому что мы с самого начала плотно сидим на Яндекс.Телефонии. Этот пункт решил добавить только потому, что мы по счастливой случайности наткнулись на Я-Т. Среди коллег по цеху тоже замечаем, что не все слышали про прекрасную виртуальную АТС.

Аналитика

Сравнивать инструменты для аналитики особого смысла нет — надо ставить по возможности все, потому что стартап без метрик — не стартап. Хочется только сказать пару слов про то, что некоторые «коллеги по цеху» отказываются ставить Google Analytics, потому что есть Яндекс.Метрика. Не надо так делать, тем более потому, что Google Analytics в плане мобильных приложений гораздо более интересный продукт.

Совет: Применяйте все инструменты аналитики, которые только можно применять.

Push-уведомления

Наш сервис evendate.io во многом про push уведомления. Чтобы не пропускать события и быть в курсе благодаря именно уведомлениям. Можно не использовать никакие сервисы, помогающие с уведомлениями, а напрямую работать с Google Cloud Messaging и Apple Push Notifications, однако это будет дольше в разработке и сложнее в плане аналитики.

b_595ba9ca814eb.jpg

Начали с Pushwoosh и в итоге перешли на OneSignal. Смена была достаточно болезненной, но результат превзошел ожидания — мы теперь можем организаторам давать интересную аналитику и быстро обновлять наши мобильные приложения со всеми возможностями операционных систем.

Как улучшить работу: OneSignal позволяет удобно проводить A/B тесты, используйте эти возможности с пользой.

KnowledgeBase

База знаний — гарантия того, что результат работы и полученные выводы не пропадут зря и не канут в лету. Она также необходима и для того, чтобы максимально упрощать вхождение новых членов команды в работу.

b_595ba9dd15bf1.jpg

Как улучшить работу: максимально используйте ссылки и не делайте больших портянок текста, читать, искать, работать с этим гораздо проще.

Совет: в текст страницы notion можно вставлять практически все. Например, дизайнеры используют notion для change log«ов и используют интеграцию с Invision.

Выводы

В этой статье мы хотели поделиться своим опытом работы с разными сервисами и инструментами, которые помогают нам в каждодневной работе. Надеюсь, этот материал может быть полезен тем, кто пытается сделать работу своей команды более открытой, приятной и менее проблемной. В конце хочется показать красивую картину того, как устроены наши процессы, и как они связаны с различными инструментами. Не пугайтесь, что на графике присутствуют не обозначенные в статье сервисы. Если возникнут вопросы, то мы с радостью ответим на них.

b_595bb10c80dcf.jpg

©  vc.ru